ДТП на перекрестке кто виноват при повороте налево

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ДТП на перекрестке кто виноват при повороте налево». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Одна из важных тонкостей, которую нужно знать, это то, что причинами аварий на дорогах не всегда являются нарушения правил движения или совершения маневров. Нельзя забывать пункт ПДД за номером 10.1, который гласит, что при превышении скорости часто становятся виноватыми при ДТП. Причем это не зависит от обязанности предоставить преимущество движения другим транспортным средствам.

Важные тонкости любого ДТП

Первую тонкость, которую необходимо запомнить – не всегда нарушение именно пунктов маневрирования или движения по перекрёсткам становится причиной ДТП. Важно помнить про пункт 10.1 ПДД, когда при превышении скорости можно стать виновником, вне зависимости от обязанности уступить дорогу другим участником движения.

Второй нюанс заключается в динамике ДТП – ведь именно в динамике его рассматривают сотрудники ГАИ и судьи (при наличии видеорегистраторов особенно). Например, если нарушающий правила уже проехал первый, и вы в него въехали сзади, то далеко не всегда виновным признают именно его, так как если он уже проехал, то не его нарушение привело к аварии, а то, что вы его догнали, когда тот был в своей полосе. Но речь идёт, конечно же, о случаях, когда вы успели бы затормозить и избежать столкновения. Например, в ситуации как на видео ниже (это не поворот налево, но описанный случай в нём ярко выражен).

Кто виноват в ДТП при обгоне поворачивающего автомобиля?

В данном случае ситуация достаточно интересная, т.к. виновником ДТП на практике может оказаться как любой из водителей по отдельности, так и оба водителя одновременно.

Рассмотрим пункты правил, относящиеся к данной ситуации.

Нарушения, которые могут быть допущены водителем синего автомобиля:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Нарушение водителя черного автомобиля:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;
  • по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.

Законодательная база – что говорят ПДД?

Итак, в вопросе левых поворотов нам требуются, в основном 2 важных раздела Правил дорожного движения:

  1. раздел 8 ПДД, регламентирующий общий порядок маневрирования и траекторий движения при повороте налево,
  2. раздел 13, регулирующий правила проезда перекрёстков – как регулируемых со светофорами, так и нерегулируемых.

Итак, в Правилах есть правило помехи справа (пункт 8.9), но действует оно только тогда, когда траектории движения автомобилей пересекаются, а порядок проезда этих траекторий ПДД чётко не указывают.

Кроме того, есть и правила поворотов (в порядке важности):

  • обязанность занять крайнее положение при повороте налево (пункт 8.5 ПДД),
  • правило помехи справа (п. 8.9),
  • и исключение из этой обязанности, когда из-за габаритов или по иным причинам этого сделать невозможно (п. 8.7),
  • обязанность уступить дорогу встречному транспорту (п. 13.4),
  • но при этом возможность завершить манёвр на красный светофор на перекрёстке, если он начат на зелёный (п. 13.7 и 13.8),
  • обязанность поворачивающему направо двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части (п. 8.6)
  • обязанность уступить дорогу при перестроении (а оно может быть неочевидным даже при левом повороте) – п. 8.4,
  • прямой запрет Правилами выезжать на встречку при завершении поворота (п. 8.6),
  • обязанность включать поворотники (п. 8.1),
  • необходимость уступать дорогу всем при движении по стрелке (п. 13.5).

Виновник ДТП при выполнении поворота налево

Часто к серьезному ДТП при повороте в левую сторону приводит следующая ситуация: один автомобилист идет на обгон, а второй выполняет поворот. При обгоне переднее транспортное средство уже начинает поворачивать налево, что в итоге приводит к столкновению и наступлению печальных последствий.

Заметьте! Установление виновного в случившейся аварии является очень проблематичным из-за следующей причины: важнейшая обязанность водителя, который идет на обгон, заключается в обязательном убеждении в том, что такое опережение осуществляется на нормальном расстоянии и не становится помехой для других лиц, участвующих в движении.

Автолюбитель не должен препятствовать уже начавшемуся обгону, а также создавать трудностей для кого-либо при выполнении движения по проезжей части. Главный виновник в ДТП при совершении поворота налево выявляется достаточно трудно, ведь почти невозможно определение того, начал ли пошедший на обгон водитель свои действия заблаговременно или с большим опозданием.

Во многих полученных судебных решениях виновными признаются оба водителя, которые несут общую ответственность. Но судебная практика содержит и другие примеры.

Например, Верховный суд Республики Карелия 22 января 2017 года вынес обвинение водителю, который совершил поворот, так как у обгоняющего отсутствовала техническая возможность для быстрого предотвращения аварийного столкновения.

Совершенно другое решение было получено от Идринского районного суда в октябре 2016 года. Обгоняющий был признан полностью виновным, ведь он пошел на обгон при уже начавшемся повороте другого водителя. В таком случае обгоняющему лицу необходимо было вернуться назад на свою полосу без продолжения обгона. В этом он был обвинен и понес заслуженное наказание.

Неоднозначные ДТП на повороте: кто и в чем виноват

Любому автомобилисту приходится ежедневно не один раз выполнять такой маневр как поворот. И нередко при нем возникают столкновения, ведь ситуаций, когда это возможно, множество. Ответственность за ДТП при повороте чаще возлагают на того, кто его осуществлял. Виновным может оказаться и другой водитель.

В отсутствие светофора автомобилисты пренебрегают правилами, надеясь на удачу и скорость. Типичные ситуации с ДТП при смене траектории движения:

  • Машина собирается свернуть на нерегулируемом перекрестке, начинает выполнять маневр и сталкивается с другим автомобилем, движущимся навстречу по прямой. Подобное бывает, если водитель первого ТС спешит, думая, что успеет проскочить. В этом случае его и назовут виновным. Ведь он пренебрег пунктом 8.1 ПДД:

При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

ДТП при повороте на перекрестке

На перекрестке находится множество небезопасных зон и транспортных схем движения. В основном это большой транспортный поток, многополостность дороги, отсутствие необходимого светофора, а также контроля за передвижением налево.

Поэтому ответ на вопрос о виновном лице в ДТП на перекрестке при совершении поворота налево является достаточно сложным.

В таком происшествии кроме совершающего поворот водителя могут оказаться следующие лица:

  • автомобилист, находящийся сзади и также совершающий поворот налево,
  • граждане, которые переходят проезжую автомобильную часть перед перекрестком или слева от него.

Примером являются пешеходы, которые перебегают по зебре при красном свете светофора. Также это могут быть велосипедисты, выезжающие на переход на велосипеде.

Важно! Во многих ситуациях ДТП происходят из-за следующих обстоятельств:

  • один или сразу несколько участников не смогли увидеть другого. Например, при одновременном выполняемом параллельном повороте нескольких транспортных средств автомобилист последнего из них не увидел пешехода, закрытого соседними автомобилями,
  • действия поняты неверно. Например, один водитель принял решение о развороте на перекрестке, причем по этой же полосе за ним другой водитель подумал о том, что первый поворачивает, поэтому он стал совершать поворот налево,
  • не была соблюдена дистанция между автомобилями,
  • поворот совершали сразу несколько автомобилей, едущих друг за другом, при этом они перегородили проезд встречному автотранспорту,
  • два автомобилиста совершают одновременный поворот при параллельном передвижении, где поворачивать можно только из одной полосы,
  • предпринимаемые попытки автомобилистов быстро проехать в необходимом направлении.

Во многих складывающихся ситуациях разбор произошедшего на перекрестке ДТП при выполняемом повороте налево не может быть осуществлен без проведения трасологической экспертизы.

На участке перекрестка, когда один из автомобилей уже там

Подобные аварии случаются в следующих случаях: транспортное средство при повороте в левую сторону совершает выезд на середину дорожного перекрестка для приготовления к повороту.

Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.

Автолюбитель при этом пропускает автомобили, а потом совершает собственный маневр. Движущееся по противоположной стороне транспортное средство продолжает двигаться в прямом направлении, что неизбежно приводит к аварии при левом выполняемом повороте.

Читайте также:  Программа «молодая семья 2024 год: изменения, новые условия, документы

Водитель, который поворачивает налево, должен проинформировать остальных участников совершаемого движения о задуманном маневре с помощью световых сигналов. Движущийся прямо водитель внимательно отслеживает маневры других участвующих в движении автолюбителей.

Посмотрите видео. ДТП при повороте налево на желтый сигнал. Кто виноват?

Каждый водитель знает, что такое авария и каковы могут быть ее последствия. Однако не каждый несчастный случай можно классифицировать как аварию, поэтому нам необходимо точное определение. Это можно найти в разделе 1.2 правил дорожного движения, в статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ, отвечающего за безопасность дорожного движения, в КоАП и в законе о страховании автогражданской ответственности.

ДТП — это происшествие с участием транспортного средства, которое происходит во время его движения по дороге и приводит к гибели или травмированию людей, повреждению транспортных средств и их грузов, сооружений или другим материальным потерям.

И эти «события» имеют различные классификации, факторы риска и последствия. Дорожно-транспортное происшествие регистрируется и оформляется в соответствии с процедурой, общей для участников дорожного движения и ГИБДД.

Как определить виновного в ДТП на перекрестке

Споры после аварии — обычное явление. Каждый хочет доказать свою невиновность в выборе пасующего. Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие вариации. Но SMVI решает такие проблемы, даже если нет видеокамер. Виновником всегда является тот, кто нарушил правила, подробно описанные в статье 13 ПДД.

Необходимо учитывать знаки приоритета, разметку полос движения, указатели и наличие трамваев на перекрестке. Кроме того, следующие правила считаются общими для грамотного пересечения перекрестка:

  • При повороте (независимо от направления) необходимо всегда пропускать пешеходов и велосипедистов, пересекающих проезжую часть.
  • Запрещается въезжать на перекресток с заторами, которые неизбежно приведут к остановке, препятствуя поперечному движению.

Обгон и поворот налево — кто виноват в ДТП? Типовые ситуации

Одна из спорных ситуаций, в которой определение приоритета в движении явно не прописано в Правилах, а в случаях ДТП решение об определении виновника может быть как в пользу поворачивающего, так и в пользу обгоняющего. При определении виновника на месте или в группе разбора в большинстве случаев признают виновным, водителя который совершал поворот, с формулировкой «Не убедился в безопасности маневра».

С появлением авторегистраторов и возможностью видеть видеозаписи обстоятельств ДТП практика в определенных случаях стала смещаться на сторону поворачивающего, а участники Интернет дискуссий разделились на две армии.

Мы встаем на вектор примирения армий и разберем ситуацию в соответствии с Правилами дорожного движения. Помните, если все участники дорожного движения будут следовать Правилам, тодорожно-транспортные происшествия исключены, а при обгоне и повороте налево траектории транспортных средств не пересекаются. Давайте выделим, какие требования предъявляются каждому из водителей связанные с пересечением траекторий.

Чтобы не перегружать материал, рассматривать будем движение на перекрестке.

Особенности ДТП при повороте налево

ДТП при повороте налево распространены. Они приводят к человеческим жертвам, материальному ущербу и иным негативным последствиям. Во всех видах ДТП при повороте налево вина чаще всего признается за человеком, поворачивающим в этом направлении, или за обоими участниками ДТП. Виноватым часто признают того, кто поворачивает, так как он обязан не создавать помех. «Помехи» — достаточно расплывчатое понятие, поэтому признать виноватым поворачивающего просто. Тем не менее, эксперты-автомобилисты нередко признают виновным водителя, совершающего обгон. Основная причина аварии — нарушение ПДД участниками дорожного движения. Эта причина исправима, водителям стоит повышать свою водительскую культуру, внимательно следить за дорогой, уделять время изучению ПДД. Такая профилактика существенно сократит количество ДТП.

Чтобы избежать дорожно-транспортное происшествие при повороте налево, нужно соблюдать следующие правила:

  • подача светового сигнала о совершении поворота налево водителем;
  • своевременная подача сигнала поворачивающим;
  • выбор поворачивающим удачного момента для совершения поворота (нельзя поворачивать на неположенный сигнал светофора, не стоит маневрировать на участках с ограниченной степенью видимости);
  • и обгоняющему, и поворачивающему водителю необходимо убедиться, что их маневры не создают помех для остальных участников движения.

Соблюдение этих простых, но крайне необходимых правил поможет минимизировать ДТП при повороте налево, и облегчить осуществление этого маневра.

ДТП при обгоне поворачивающего налево

Столкновение может произойти, если оба транспортных средства двигались по одной и той же полосе и оба собирались повернуть. При этом автомобиль, который двигался позади, решил обогнать впереди идущий автомобиль. При совершении поворота на перекрестке происходит столкновение.

Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.

Читайте также:  Нужна ли лицензия на пневматический пистолет в России в 2024 году

Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр. В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС. На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.

Несоблюдение безопасной дистанции

Одной из наиболее распространенных причин ДТП при повороте налево является несоблюдение безопасной дистанции. Водители, желающие совершить левый поворот, часто не учитывают наличие других участников движения, которые могут находиться позади их автомобиля.

Проблема возникает при обгоне других транспортных средств, особенно на перекрестках с пунктом разметки, которая закрепляет силу законодательства. Водители, нарушающие правила или не обращающие достаточного внимания на разметку, могут создавать опасность при совершении поворота налево.

Для определения размера дистанции между поворачивающим и обгоняющим автомобилями необходимо учитывать множество факторов, таких как скорость движения обоих транспортных средств, длину затора, препятствие, созданное обгоняющим автомобилем, возможность избежать столкновения и многое другое.

При выполнении левого поворота водителю нужно привязывать свое внимание к моменту выполнения маневра и быть внимательным к другим участникам дорожного движения. Типичный поворот налево на регулируемом перекрестке предполагает, что водитель, во время момента разворота, должен уступить дорогу автомобилям, движущимся прямо или вправо.

Несоблюдение безопасной дистанции при повороте налево может привести к созданию помехи другому водителю, совершающему обгон или выполняющему поворот влево. В случае столкновения на перекрестке в результате нарушения безопасной дистанции экспертиза может определить виновной сторону, нарушившую правила дорожного движения.

В практике водителей важно знать, что при повороте налево необходимо создать дистанцию, способствующую безопасному совершению маневра. Анализ типичных случаев предполагает, что водитель, движущийся прямо или направо на перекрестке, имеет равнозначное право движения с водителем, совершающим поворот влево.

Вывод заключается в том, что соблюдение безопасной дистанции при повороте налево является важным фактором, позволяющим избежать возникновения ДТП. Водителю необходимо быть внимательным к ситуации на дороге и учитывать действия других участников движения, особенно при совершении левого поворота.

Профилактика ДТП при повороте налево

  • Поворот налево является одним из наиболее опасных маневров на дороге. Нередко столкновения происходят именно при выполнении этого поворота.
  • Согласно законодательной базе, при повороте налево на нерегулируемом перекрестке или на перекрестке с неравнозначными полосами движения виноватым может быть водитель, который поворачивает налево без убедительных оснований для перевода транспортного средства в другое направление. То есть, если водитель выполнит этот маневр при наличии других транспортных средств на перекрестке или во встречном потоке, то он будет нести вину за происшедшую аварию.
  • Важно отметить, что маневр поворота налево не имеет понятия «главной дороги». Другие водители, движущиеся прямо или совершающие разворот, должны уступить дорогу водителям, поворачивающим налево.
  • При выполнении поворота налево на регулируемом перекрестке, необходимо учитывать сигналы светофора. Если светофор показывает желтый сигнал или моргающий зеленый, водителю разрешается продолжить маневр, если он уже начал его выполнять, и безопасно завершить его.
  • Однако, в случае поворота налево при отсутствии возможности безопасно выполнить маневр, необходимо ждать подходящего момента, чтобы избежать столкновений с другими участниками дорожного движения.
  • Стоит также упомянуть о важности правильного использования поворотника при повороте налево. Включение поворотника должно произойти заранее и быть видимым для других водителей. Это поможет предупредить других участников дорожного движения о намерении совершить поворот.
  • Соблюдение скоростного режима является одним из ключевых моментов при выполнении поворота налево. При слишком высокой скорости водителю может быть сложнее осуществить поворот безопасно и своевременно.

В целом, для профилактики ДТП при повороте налево необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Соблюдать правила дорожного движения и законодательство.
  2. Убедиться в безопасности поворота налево, особенно при наличии других транспортных средств на перекрестке или встречном потоке.
  3. Включить поворотник заранее и убедиться в его видимости.
  4. Соблюдать скоростной режим.
  5. В случае нерегулируемого перекрестка или перекрестка с неравнозначными полосами движения, уступить движущимся прямо или совершающим разворот.

Соблюдение данных рекомендаций поможет уменьшить риски возникновения аварийных ситуаций при повороте налево и способствует обеспечению безопасности на дороге.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *