Опыты в домашних условиях по химии и физике. Опыты для детей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Опыты в домашних условиях по химии и физике. Опыты для детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оказывается, если смешать марганцовку (перманганат калия) и перекись водорода (пероксид водорода), то получится удивительное «нечто»: большое количество плотной пены, которое будет выползать из ёмкости стремительно, подобно огромной танцующей кобре.

В домашних условиях можно вырастить великолепные кристаллы, которые по своей красоте наверняка не уступят сокровищам из знаменитой малахитовой шкатулки.

Для выращивания кристаллов потребуется только насыщенный солевой раствор. Это вода, в которой соль растворена в таком большом объёме, что больше уже не растворяется. Раствор необходимо очистить от разного мусора (крупинок пыли, грязи) через сито или стерильный бинт.

Температура раствора должна быть тёплой. В него необходимо опустить ниточку или проволоку с небольшой петлёй на конце. А ещё следует оставить в воде один кристаллик соли! В таком положении раствор оставляется в сухом тёплом месте на несколько дней. Через опредёленное время можно увидеть, как на ниточке начинают нарастать набольшие кристаллы. С каждым днём они будут становиться всё больше и больше, порой превращаясь в очень замысловатые фигуры.

Суть опыта: тёплый соляной раствор, остывая, начинает выпадать в осадок, поскольку его растворимость понижается (ведь в горячей воде соль растворяется лучше, чем в холодной). Эти «излишки» влаги и превращаются в кристаллики, которые цепляются друг к другу на нитке, образуя настоящие шедевры.

Нам не обойтись без следующих ингредиентов:

● 5% спиртовой раствор йода;

● 3% перекись водорода;

● витамин С 1000 мг;

● крахмал;

● несколько любых стеклянных сосудов с широким горлышком.

Сначала разотрите аскорбинку в порошок и хорошенько растворите его в трёх ст.л. теплой воды. Это будет наша первая смесь. Затем 1 ч.л. получившейся жидкости перелейте в сосуд, добавив 1 ч.л. спиртового раствора йода и 3 ст.л. теплой воды. Йод обесцветится. Это будет смесь номер два. В отдельной емкости соедините 1 ст.л. перекиси водорода и пол чайной ложки крахмала. Потом снова долейте 3 ст.л. воды, так получим третий раствор. Для финального результата второй раствор перельём в сосуд с третьим, затем назад, и так несколько раз. Мы увидим, как прозрачная жидкость приобретает тёмно-синий цвет!

Йод обесцвечивается аскорбиновой кислотой. Крахмал, взаимодействуя с йодом, становится синим. Смешивая второй и третий раствор, мы одновременно приводим в действие обе химические реакции. Так очень быстро крахмал одерживает победу, и раствор синеет.

В предыдущем эксперименте мы узнали, что при смешивании крахмала с водой образуется липкое вещество. Крахмал является природным сырьем. Как же узнать где есть крахмал, а где его нет?

Итак, в этом эксперименте используется два образца: положительный образец, содержащий кукурузный крахмал, и отрицательный образец, содержащий вещество, которое по виду похоже на кукурузный крахмал (например, сахарная пудра).

Перед началом эксперимента предложите детям подумать о том, какие продукты могут содержать крахмал. Они могут проверить свои предположения, используя метод определения, приведенный ниже.

Необходимые материалы:

  • Раствор Люголя (раствор йода/раствор иодида калия).
  • Одноразовые пипетки.
  • Лабораторные пробирки или небольшие стеклянные емкости, в которых можно смешивать исследуемые вещества с раствором Люголя (вполне подойдет и кухонная утварь — например, рюмки).
  • Кукурузный крахмал и сахарная пудра для контрольных образцов.
  • Пищевые продукты, содержащие крахмал, например, картофель, заранее замоченные зерна пшеницы, кукурузная мука.
  • Пищевые продукты, не содержащие крахмал, например, огурцы.

Используйте лопатку, чтобы поместить небольшое количество кукурузного крахмала в лабораторную пробирку. Добавьте 2 мл (1/2 чайной ложки) воды, осторожно встряхните пробирку. Затем добавьте в пробирку 4 капли раствора Люголя. Что произошло? В образцах, содержащих крахмал, раствор примет характерную синюю окраску.

Читайте также:  Какая сумма на человека для признания малоимущими во Владимире на 2024 год

Присутствует ли крахмал в вашем клеевом карандаше? Теперь вы можете сами проверить это.

Пришло время узнать в каких же продуктах содержится крахмал. Предложите своему ребенку заполнить следующую таблицу:

Продукт Инструкции Крахмал Нет крахмала
Картофель Капните 4 капли раствора Люголя на половинку картофелины.
Огурец Отрежьте несколько ломтиков огурца и капните на них несколько капель раствора Люголя.
Рис Раздробите несколько зерен риса и поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.
Кукуруза Раздробите несколько зерен кукурузы в ступке, поместите их в пробирку. Добавьтее несколько капель раствора Люголя.

Держитесь, мы почти закончили!

Что же отделяет нас от настоящего клея? Попробуем сделать следующее:

  1. Поместите крахмальную пасту на кончике лопатки в лабораторную пробирку, добавьте 5 мл воды, закройте пробирку пробкой.
  2. Встряхивайте пробирку в течение примерно 30 секунд.
  3. Повторите процесс с веществом, из которого изготовлен клеевой карандаш.

Скажите, в чем была разница? Не было у вас ощущения, что материал, из которого изготовлен клей-карандаш, вспенился совсем как мыло?

Что же, попробуем приготовить крахмальную пасту, но на этот раз — с добавлением мыльной стружки.

Необходимые материалы:

  • Крахмал, полученный в процессе эксперимента, или готовый кукурузный крахмал.
  • Кусок мыла, по возможности без отдушки.
  • 1-2 огнеупорных стеклянных стакана или кастрюли.
  • Плита или духовой шкаф.
  • 1-2 стеклянных палочки или ложки для перемешивания.
  • Термометр.

Возраст: опыт можно проводить с детьми в возрасте от 3-х лет.

Техника безопасности: следите за тем, чтобы дети не пробовали слайм на вкус.

Необходимые материалы:

  • Прозрачный клей — 45—50 мл
  • Сода — 30 г
  • Горячая вода — 250 мл
  • Блестки и шарики — для украшения
  • Пластиковые емкости — 2 шт.
  • Пластиковая ложка
  • Пищевой краситель или маркер — для окрашивания клея

Как провести химический опыт:

  1. Залейте клей в первую емкость и окрасьте красителем маркером.
  2. Во вторую емкость засыпьте соду и добавьте горячую воду. Остудите этот раствор.
  3. Чтобы слайм был красивым, добавьте в него блестки и шарики. Но украшения должны быть очень мелкими, иначе структура будет нарушена.
  4. Затем влейте полученный раствор в клей. Слайм начнет формироваться. Вылавливайте его пластиковой ложкой и откладывайте в первую емкость. Если он не мягкий, а рассыпается— не хватает влаги. Вновь окуните в раствор. И так до тех пор, пока не начнет легко растягиваться.

Для детей 4 лет: шары и кольца

Спирт, вода, растительное масло, шприц.

Четырёхлетние дети уже задумываются, как всё устроено в природе. Покажите им красивый и увлекательный эксперимент о невесомости. На подготовительном этапе смешайте спирт с водой, не стоит привлекать к этому ребёнка, достаточно объяснить, что эта жидкость похожа по весу на масло. Ведь именно масло будет заливаться в подготовленную смесь.

Можно взять любое растительное масло, но заливать его очень аккуратно из шприца. В результате масло оказывается как бы в невесомости и принимает свою естественную форму – форму шара. Ребёнок с удивлением будет наблюдать круглый прозрачный шар в воде.

С четырёхлетним малышом уже можно поговорить и о силе тяжести, которая заставляет жидкости проливаться и растекаться, и о невесомости, ведь именно в виде шариков выглядят все жидкости в космосе. В качестве бонуса покажите ребёнку ещё один трюк: если в шар воткнуть стержень и быстро вращать, от шара отделится масляное колечко.

Для детей 9 лет: неньютоновская жидкость

Крахмал, вода.
Это удивительный эксперимент, сделать который проще простого, особенно если учёному уже 9. Исследование серьёзное. Цель – получить и изучить неньютоновскую жидкость. Это вещество, которое при мягком воздействии ведёт себя как жидкость, а при сильном – проявляет свойства твёрдого тела. В природе подобным образом ведут себя зыбучие пески.

В домашних условиях – смесь воды и крахмала. В миске соедините воду с кукурузным или картофельным крахмалом в соотношении 1:2 и хорошенько перемешайте. Вы увидите, как при быстром перемешивании смесь будет сопротивляться, а при нежном – перемешиваться. Бросьте в миску со смесью мячик, опустите в неё игрушку, а потом попробуйте резко выдернуть, возьмите смесь в руки и позвольте ей спокойно стекать обратно в миску. Вы и сами можете придумать немало игр с этим удивительным составом. И это отличный повод вместе с ребёнком разобраться, как связаны между собой молекулы в разных веществах.

Читайте также:  Возврат исполнительного листа судебным приставам после исполнения

Притягательная сила воды

Знаешь ли ты, почему сёрфингисту с большим трудом удается поднимать упавший на воду парус? Это проявление адгезии, дословно — «прилипания». Она есть везде, где разные материалы сцепляются друг другом. На этом строится действие самых разных видов клея — от стиков для бумаги до мощных скрепителей для пластмассы, дерева или металла. Даже когда мел оставляет след на школьной доске — это проявление адгезии! Это же «прилипание» удерживает капельки воды и на стекле, и на твоём теле. А вот когда речь идёт о притяжении однородных материалов, например о собирании воды в капли, то этот процесс научно называется«когезия» — «сцепление».

Тебе понадобятся:

  • стакан, наполненный до краёв водой,
  • гладкая картонка, например от обувной коробки,
  • несколько монеток

1. Положи на стакан картонку так, чтобы один её край немного выступал за пределы стакана. А теперь на эту выступающую часть картонки аккуратно выкладывай по монетке.

2. Ничего не происходит? Продолжай. На картонку придётся положить довольно много монеток, прежде чем… та оторвётся от стакана. В тот момент вес монет окажется больше, чем сила прилипания между поверхностью воды и картонкой.

Очень эффектный химический опыт получится, если взять тарелку, пластилин, пищевую соду, столовый уксус, краситель красного цвета и жидкость для мытья посуды. Далее нужно поступить следующим образом:

  • разделить кусок пластилина на две части;
  • одну раскатать в плоский блин, а из второй вылепить полый конус, на вершине которого нужно оставить отверстие;
  • конус положить на пластилиновое основание и соединить так, чтобы «вулкан» не пропускал воду;
  • поставить конструкцию на поднос;
  • залить «лаву», состоящую из 1 ст. л. питьевой соды и нескольких капель жидкого пищевого красителя;
  • когда зрители будут готовы, влить в «жерло» уксус и понаблюдать за бурной реакцией, во время которой выделяется углекислый газ, а из вулкана вытекает красная пена.

Как видите, домашние химические опыты могут быть самыми разнообразными, и все они заинтересуют не только детей, но и взрослых.

Растворы разной плотности – занятные подробности

Получить разноцветную радугу в стакане из жидкостей разных цветов можно, приготовив желе, и заливая его слой за слоем. Но есть способ более простой, хотя не такой вкусный, зато зрелищный.

Для проведения опыта понадобится сахар, постное масло обычная вода и красители. Из сахара, готовят концентрированный сладкий сироп, а чистую воду окрашивают красителем. В стакан наливают сахарный сироп, потом аккуратно по стенке стакана, чтобы жидкости не смешались, наливают чистую воду, в конце добавляют постное масло. Сахарный сироп должен быть холодным, а подкрашенная вода теплой. Все жидкости останутся в стакане подобно маленькой радуге, не смешиваясь между собой. На дне будет самый плотный сахарный сироп, вверху водичка, а масло, как самое легкое окажется поверх воды.

Опыт с кипящей водой в шприце

Что потребуется

Большой шприц для наглядности, небольшой кусок пластилина и кипяток. Не давайте маленьким детям самостоятельно проводить этот опыт.

Как провести опыт

Наполните шприц только что закипевшей водой. Обычно она кипит при 100 градусах. Вода, которую наберёте в шприц, будет холоднее. Герметично закройте наконечник пластилином и оттяните поршень. Вы увидите, как вода закипает. Бурление будет интенсивным и заметным. Если опыт не получился, значит, вода была недостаточно горячей.

Как это работает

Когда мы оттягиваем поршень шприца, мы понижаем давление внутри него. Это приводит к тому, что вода начинает закипать при более низкой температуре, чем обычно. Такое явление хорошо известно альпинистам: на уровне моря вода кипит при 100 градусах, а на высоте 4 км уже при 87, так как давление ниже. Поэтому заварить чай высоко в горах не так-то просто.

Эксперименты для детей: зубная паста для слона или бешеная пена

Подобные эксперименты для детей всегда вызывают много восторга у детворы, поскольку эффект виден моментально!

Необходимо:

  • Перекись водорода 3% — 200 мл
  • Пищевой краситель – 1 пакетик или 1 ч. л. марганцовки
  • Моющее средство или жидкое мыло – 100 мл
  • Сухие дрожжи – 1 ст. л.
  • Вода – 50 мл
  • Пластиковая бутылка
Читайте также:  Еслибы в 2024 оформили бы статус малоимущей

Ход выполнения:

  1. Разведите сначала дрожжи в воде. Дайте постоять 5 минут
  2. Налей в бутылку перекись
  3. Добавьте краситель и моющее
  4. Когда дрожжи немного разбухнут, влейте их в смесь перекиси
  5. Наблюдайте бурлящую пену. Кстати, не забудьте поставить снизу поднос или большое блюдо

Веселые эксперименты для детей: самонадувающийся воздушный шарик

Такие эксперименты для детей помогут даже вам организовать праздник, создав главный атрибут – воздушный шары, которые парят в воздухе. При этом вам не нужно даже тратить для этого свои силы.

Подготовьте:

  • Надувной шарик
  • Сода
  • Уксус
  • Пластиковая бутылка

Ход выполнения:

  1. Пластиковую бутылку заполните на 1/3 уксусом
  2. В шарик с помощью лейки насыпьте 3-4 ч. л. соды
  3. Натяните кончик шарика на горлышко, поднимите его за основание, чтобы сода высыпалась
  4. И дальше шарик сам надуется. При этом парить он будет, как и надутые шары гелием

Эксперимент № 2: Наглядно о плотности вещества

Еще более простой эксперимент, в котором вам понадобится:

Прозрачная емкость (стакан или банка);

Пищевой краситель;

Жидкости разной плотности — например, мед, масло растительное, жидкое мыло, глицерин, вода, спирт, молоко и так далее;

А также мелкие предметы: какой-нибудь стальной болтик, кусочек стекла, резины и, к примеру, парафина.

1. Бесцветные жидкости подкрашиваем при помощи красителя;

2. Берем стаканчик и аккуратно наливаем в него сперва более плотные жидкости — например, мед, молоко, жидкое мыло, воду, растительное масло, моторное масло, спирт и так далее. Постарайтесь сделать это вместе с ребенком, чтобы у него был интерес к участию в процессе;

3. Аккуратно, не взбалтывая и не смешивая жидкости, опускаем в емкость различные предметы. Поскольку плотность у них тоже разная, то они распределятся на поверхностях разных жидкостей.

Та-дам! Этот эксперимент наглядно покажет, что такое плотность вещества.

Как распространяются световые волны

Если что-то сказать, то за счет вибрации воздуха звук передается в уши слушателя. Если бросить камень, то по воде идут волны, но у них всегда есть среда, в которой они движутся. Свет проходит и через воздух, и через воду, и даже через вакуум.

Именно это и вызывало вопросы в конце 19-го века. Никто не понимал, почему нет среды, но есть движение света. Единственным объяснением было существование светоносного эфира.

Работая вместе в Университете Западного Кейса в Огайо, Альберт Майкельсон и Эдвард Морли намеревались доказать существование этого эфира. То, что у них получилось, является возможно самым известным неудавшимся экспериментом в истории.

Альберт Майкельсон.

Гипотеза ученых заключалась в следующем: когда Земля вращается вокруг Солнца, она постоянно проходит сквозь эфир, создавая эфирный ветер. Когда путь светового луча движется в том же направлении, что и ветер, свет должен двигаться немного быстрее по сравнению с движением ”против ветра”.

В начале 1880-х годов Майкельсон изобрел тип интерферометра, инструмента, который объединяет источники света. Интерферометр Майкельсона излучает свет через одностороннее зеркало. Свет разделяется на две части и получающиеся лучи движутся под прямым углом друг к другу. Через некоторое время они отражаются от зеркал назад к центральному месту встречи. Если световые лучи приходят в разное время из-за какого-то искажения (скажем, от эфирного ветра), они создают характерную интерференционную картину.

Исследователи защитили свой прибор от вибраций, поместив его на твердую плиту из песчаника, и изолировали его в подвале здания кампуса. Майкельсон и Морли медленно поворачивали плиту, ожидая увидеть интерференционные картины, когда световые лучи синхронизируются с направлением эфира, но скорость света не менялась.

В итоге эксперимент провалился, но ученые не сдавались и в 1907 году Майкельсон стал первым американцем, получившим Нобелевскую премию за исследования на основе оптических приборов. А сомнения в теории эфира положили начало исследованиям многих других ученых. В том числе именно это косвенно привело к открытию Альбертом Эйнштейном теории относительности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *