Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нового в инвентаризации в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.
Применение ФСБУ 28/2023
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.
Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.
Что нового в стандарте
- Изменена структура нормативного регулирования инвентаризации;
- установлены общие требования к инвентаризации;
- уточнена терминология — введены новые термины и дано определение таким понятиям, как объекты инвентаризации, результаты инвентаризации, квалификация результатов инвентаризации, фактическое наличие объектов инвентаризации, документы инвентаризации, срок проведения инвентаризации, материально ответственные лица;
- актуализированы способы определения фактического наличия объектов инвентаризации;
- обновлены требования к документированию инвентаризации;
- уточнен порядок оценки результатов инвентаризации;
- упорядочено признание результатов инвентаризации;
- описаны упрощенные способы проведения инвентаризации.
Что изменилось в порядке проведения инвентаризации
Новый ФСБУ «Инвентаризация» затронул следующие моменты:
- Общие требования к инвентаризации: в документе перечислили способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, описали принципы документирования, обозначили требования по полноте, своевременности и обоснованности отражения результатов и пр.
- Понятия «объекты инвентаризации», «фактическое наличие объектов инвентаризации», «срок проведения инвентаризации» получили официальные трактовки.
- Разрешение на использование видео- или фотофиксации для определения наличия объекта.
- Требования к оценке результатов процедуры.
- Право устанавливать состав документов инвентаризации предоставили самой организации – до этого список был строго регламентирован на законодательном уровне.
- Случаи, в которых не требуется создавать комиссию: например, если в организации есть только директор и бухгалтер, то для инвентаризации нужно пригласить аудитора или ревизионную комиссию.
Срок введения новых правил инвентаризации
Основная цель нового стандарта – улучшение процесса инвентаризации и повышение достоверности финансовой отчетности. Он определяет требования по подготовке и проведению инвентаризации, а также содержит рекомендации по оценке и документированию результатов.
Для многих предприятий введение нового стандарта потребует значительных изменений в организационной структуре и бухгалтерских системах. Поэтому начать работать над внедрением новых требований следует в ближайшее время.
Сроки введения новых правил могут быть изменены или отложены. Однако, несмотря на это, компании должны продолжать готовиться к внедрению ФСБУ 28/2023.
Новые понятия ФБСУ 28/2023 «Инвентаризация»
В Минфине отметили, что ФСБУ 28/2023 дал трактовку некоторым новым терминам, определение которых ранее не формулировалось. Среди них:
- объекты инвентаризации. Под ними понимаются – активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, объекты бухучета (в частности, имущество, имущественные права, в том числе других лиц), которые согласно ФСБУ не учитываются в составе активов или обязательств, но подлежат отражению на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухотчетности, а также имущество, имущественные права, обязательства, не учтенные экономическим субъектом (ранее — понятие не применялось);
- результаты инвентаризации – выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухучета (ранее — определение не формулировалось);
- квалификация результатов инвентаризации – определение: объектов инвентаризации, оказавшихся в излишке, утраченных активов и активов, оказавшихся испорченными (поврежденными) в пределах, сверх или в отсутствие норм естественной убыли, возможности использования активов, оказавшихся испорченными (поврежденными), либо их продажи, наличия пересортицы активов, наличия оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета (ранее — понятие не применялось);
- фактическое наличие объектов инвентаризации – действительное существование объектов инвентаризации, их состояние и обоснованность нахождения у экономического субъекта (ранее — определение не формулировалось);
- документы инвентаризации – документы, которыми оформляются сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации, сопоставление их с данными регистров бухгалтерского учета, результаты инвентаризации (ранее — определение не формулировалось);
- срок проведения инвентаризации – даты начала и окончания проведения инвентаризации (ранее — определение не формулировалось);
- материально ответственные лица – работники, на которых возложена материальная ответственность, а также руководители коллектива (бригадиры) и члены коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности (ранее — определение не формулировалось).
Оформление результатов инвентаризации
ФСБУ 28/2023 изменил подход к требованиям о документальном оформлении итогов проверки активов и обязательств. Ранее устанавливался полный перечень документов инвентаризации.
Обычно сведения о фактическом наличии объектов инвентаризации оформляются инвентаризационными описями и актами инвентаризации, сопоставление сведений о фактическом наличии объектов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета – сличительными ведомостями.
Новый Стандарт не установил состав документов при инвентаризации. Следовательно, этот вопрос отнесен к компетенции самой организации.
Кроме того, разрешено оформлять документы как на бумаге, так и в электронном виде. Решение по данному вопросу принимает организация самостоятельно.
Фактическое наличие объектов
Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).
Инвентаризация должна быть организована таким образом, чтобы фактическое наличие материальных объектов было подтверждено исчерпывающим образом. Лучший способ для этого – объективная проверка наличия и состояния материальных объектов на том месте, где они находятся на момент инвентаризации непосредственно. При современной организации процессов движения товаров или иных запасов обеспечить такую проверку буквально иногда означало бы, что ради бухгалтерского учета операционной деятельности был бы нанесен урон. Конечно, такая ситуация недопустима. Бухгалтерский учет, как зеркало, отражает деятельность организации, но не вмешивается в нее, тем более негативно. При высокотехнологичной организации процессов у руководителя есть и высокотехнологичный инструментарий. В случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные.
Для целого ряда объектов, для которых необходимы иные инструменты выявления фактического наличия, стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся:
-
нематериальные активы и капитальные вложения в них;
-
денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
-
финансовые вложения;
-
дебиторская задолженность и иные аналогичные активы, обязательства;
-
отложенные налоговые активы и обязательства;
-
источники финансирования деятельности экономического субъекта;
-
объекты бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
имущественные права и обязательства, не учтенные экономическим субъектом.
Случаи и сроки инвентаризации
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации. Но каким бы актом законодательства не предусматривалось такая обязанность, инвентаризация должна проводиться по правилам ФСБУ 28/2023. Для целей бухгалтерского учета инвентаризация обязательна:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (экономический субъект вправе проводить инвентаризацию библиотечных фондов один раз в пять лет, иных основных средств – один раз в три года);
- при передаче (возврате) активов экономического субъекта, имущественного комплекса (за исключением обычной деятельности экономического субъекта) в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при отчуждении активов экономического субъекта;
- при смене работника, на которого возложена материальная ответственность;
- при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 процентов его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады) (при коллективной (бригадной) материальной ответственности);
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия, а также иного бедствия, в результате которого сложилась чрезвычайная ситуация;
- при реорганизации организации, за исключением случаев реорганизации в форме преобразования;
- при ликвидации организации.
Согласно п. 3 ст. 11 Закону о бухучете экономический субъект самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Особенности проведения инвентаризации в конкретной организации, как правило, раскрывают в составе учетной политики.
Случаи обязательного проведения инвентаризации изложены в разделе III ФСБУ 28/2023, а именно:
- при составлении годовой бухгалтерской (финансовую) отчетности;
- передаче (возврате) активов (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование или их отчуждении;
- при смене материально ответственного работника;
- в случае коллективной (бригадной) ответственности;
- при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
- в случае пожара, аварии, стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
- при реорганизации и ликвидации организации.
Однако в любом случае для проведения инвентаризации руководитель издает приказ и в нем указывает состав инвентаризационной комиссии.
Обратите внимание! Согласно п. 22 ФСБУ 28/2023 инвентаризационную комиссию можно не создавать, если:
- работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер, или только руководитель;
- организация заключила договор на оказание услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
- инвентаризация проводится ревизионной комиссией, создание которой предусмотрено уставными документами.
Переработка правил инвентаризации в 2024 году
В 2024 году в бюджетных учреждениях произошли значительные изменения в правилах инвентаризации. Целью этих изменений стало совершенствование и улучшение процедуры инвентаризации для более эффективного управления имуществом и обеспечения прозрачности бюджетных процессов.
Первое важное изменение касается частоты проведения инвентаризации. Согласно новым правилам, инвентаризация будет проводиться каждый год, в отличие от предыдущей практики проведения одного раза в два года. Такая периодичность позволит более актуально контролировать и учет имущества и предотвращать возможные потери и утечки.
Второе изменение связано с расширением круга субъектов, подлежащих инвентаризации. Помимо основного имущества, в новых правилах учтены также нематериальные активы и оборудование. Это позволит более полно и объективно оценить стоимость всего имущества учреждения и избежать возможных упущений при ее учете.
Третье изменение связано с использованием современных информационных технологий в процессе инвентаризации. Были внедрены новые программные решения, которые позволят автоматизировать процесс учета и контроля имущества. Теперь сотрудники бюджетных учреждений смогут максимально упростить и ускорить процедуру инвентаризации, а также точнее определить статус каждого актива.
В связи с внесенными изменениями, каждое бюджетное учреждение должно привести свою систему учета в соответствие с новыми правилами инвентаризации до конца 2024 года. Данные изменения способствуют более эффективному и прозрачному управлению имуществом бюджетных учреждений, что, в конечном итоге, будет способствовать оптимизации бюджетных расходов и повышению качества предоставляемых государством услуг.
Уже в этом году изменится процесс оценки активов
В рамках инвентаризации 2024 года в нашем бюджетном учреждении произойдут значительные изменения в процессе оценки активов. Новые правила, введенные постановлением правительства, будут способствовать более точному определению стоимости наших активов.
Одним из основных изменений является необходимость проведения независимой оценки активов. Теперь мы будем привлекать специализированные организации, которые имеют лицензию на проведение таких работ. Это позволит нам исключить субъективное мнение сотрудников и получить объективную оценку рыночной стоимости активов.
Также стоит отметить, что новые правила предусматривают проведение регулярной оценки активов, а не только в случае инвентаризации. Теперь каждый год мы будем проводить проверку и оценку наших активов, чтобы иметь актуальную информацию о их стоимости.
Для более наглядного представления данных оценки активов будут систематизированы и представлены в виде таблицы. В ней будут указаны все активы бюджетного учреждения, их текущая стоимость, а также изменения, произошедшие с момента предыдущей оценки. Это позволит нам лучше контролировать изменения стоимости активов и принимать обоснованные решения по их использованию.
Наименование актива | Текущая стоимость | Изменение стоимости по сравнению с предыдущей оценкой |
---|---|---|
Здание | 10 000 000 руб. | +500 000 руб. |
Оборудование | 5 000 000 руб. | -200 000 руб. |
Транспортные средства | 2 000 000 руб. | +100 000 руб. |
Благодаря новым правилам оценки активов мы сможем более точно определить стоимость имущества нашего бюджетного учреждения. Это позволит нам принимать обоснованные решения по бюджетированию и использованию активов, а также предотвратить возможные финансовые риски связанные с недооценкой или переоценкой активов.
Внесены изменения в декларирование финансовых результатов
В рамках инвентаризации 2024 года в нашем бюджетном учреждении были внесены значительные изменения в процесс декларирования финансовых результатов. Эти изменения направлены на повышение прозрачности и точности отчетности, а также на укрепление контроля и эффективности бюджетного управления.
Одним из главных изменений является внедрение единого стандарта декларирования финансовых результатов для всех подразделений нашего учреждения. Это значит, что все сотрудники будут использовать одну и ту же форму декларации, что устранит возможность различных интерпретаций и ошибок при заполнении.
Кроме того, внесены изменения в структуру декларации, которые позволят более полно и точно отразить финансовые результаты работы учреждения. В новой декларации будет указана информация о доходах и расходах, о наличии и движении денежных средств, а также о состоянии имущества и обязательств учреждения.
Для повышения прозрачности и контроля был внедрен механизм проверки и аудита деклараций финансовых результатов. Независимые эксперты, специализирующиеся в области бюджетного управления, будут анализировать декларации и проводить проверку соответствия фактическим данным.
Изменения в декларировании финансовых результатов: | Преимущества: |
---|---|
Единый стандарт декларирования | Исключение ошибок и несоответствий |
Расширенная структура декларации | Более полная и точная информация |
Механизм проверки и аудита | Укрепление контроля и прозрачности |
Эти изменения и нововведения в декларировании финансовых результатов позволят улучшить бюджетное управление в нашем учреждении и обеспечить более эффективное использование бюджетных средств. Мы уверены, что эти шаги помогут нам достичь новых высот в нашей финансовой отчетности и принести больше пользы нашим клиентам и партнерам.
Вводная информация об оформлении инвентаризации в бюджетном учреждении
Инвентаризация в бюджетном учреждении является периодической процедурой, которая позволяет уточнить и актуализировать информацию о наличии и состоянии имущества. Она проводится с целью предотвращения потерь и злоупотреблений, а также чтобы иметь точные данные о финансовых ресурсах учреждения.
Важно отметить, что инвентаризация должна быть документально оформлена и иметь соответствующую юридическую силу. Это позволяет установить фактическое наличие и состояние имущества, а также определить возможные расхождения с бухгалтерскими данными.
При оформлении инвентаризации необходимо учесть ряд особенностей, связанных с бюджетным учреждением. Во-первых, следует придерживаться установленного порядка проведения инвентаризации, который предусматривает определенный период и определенные этапы работы.
Во-вторых, необходимо обратить особое внимание на правильное оформление документации, такой как акты инвентаризации, протоколы и акты списания имущества. Вся документация должна быть строго оформлена в соответствии с требованиями законодательства и иметь подписи уполномоченных лиц.
Кроме того, важно организовать процесс инвентаризации таким образом, чтобы он был максимально прозрачным и надежным. В этом поможет использование современных информационных систем, которые позволяют автоматизировать учет и контроль имущества.
Таким образом, оформление инвентаризации в бюджетном учреждении является ответственным и важным процессом, требующим соблюдения определенных правил и рекомендаций. Надлежащее оформление инвентаризации поможет обеспечить актуальную информацию о имуществе учреждения и предотвратить возможные нарушения.
Изменения в законодательстве: основные моменты
В соответствии с новыми требованиями, проведение инвентаризации материально-производственных запасов становится обязательным. Если непроведение инвентаризации оговорено договором, то ответственность за недостачи или излишки возлагается за компанию, а не за отдельного работника.
Периодичность проведения инвентаризации остаётся на усмотрение организации, но теперь законодательством прописаны явные требования к порядку её проведения. В том числе, есть чёткие инструкции о том, что делать, если обнаружены дефекты или недостачи.
В соответствии с пунктом 5.3. законодательства, недостачи могут возникнуть в результате краж или неправильной оценки запасов, а излишки – из-за ошибок в проведении нормировки и учёта данных. Либо же они могут вызваны непредвиденными обстоятельствами, такими как пожары или стихийные бедствия.
Для устранения недостач и избежания лишних расходов, следует защитить склады и реализовывать только те запасы, которые действительно нужны. Важно правильно оценить надлежащие меры по обеспечению безопасности и контроля запасов.
- Проведение регулярной инвентаризации
- Оценка качества продукции и установление точной нормировки
- Охрана и защита складских помещений
- Контроль за перемещением материальных ресурсов
Следует отметить, что нарушение требований, установленных законодательством, может привести к негативным последствиям, таким как снижение доходов, штрафные санкции, необходимость осуществления дополнительных расходов на устранение недостач и прочее.
Подготовка к инвентаризации: что нужно знать
Инвентаризация — это обязательная процедура для предприятий материально-производственных запасов. Её проведение позволяет выявить недостачи или излишки товарно-материальных ценностей, а также установить точное количество имеющихся в наличии запасов.
Порядок проведения инвентаризации может быть установлен предприятием самостоятельно или же регламентирован законодательством. Однако в любом случае проведение инвентаризации обязательно.
Периодичность проведения инвентаризации может быть разной: ежегодная, в полугодие, только по окончанию финансового года и т. д. Если инвентаризация в установленный срок не проведена, то это может повлечь за собой неприятные последствия.
В процессе подготовки к инвентаризации необходимо уделить внимание прежде всего правильному оформлению документов и своевременной проверке на наличие недостачей или излишков. Также следует определить ответственных лиц за проведение инвентаризации и за возможные допущенные неточности или ошибки.
- Убедитесь, что вся информация о материальных ценностях актуальна и соответствует фактическому наличию продукции.
- Выясните, какой будет методика проведения инвентаризации и кто будет участвовать в ее проведении.
- Проведите предварительную проверку, чтобы обнаружить возможные недостачи или излишки. Это поможет избежать проблем в процессе самой инвентаризации.
- В случае выявления недостачей или излишков, необходимо принять меры к устранению причин, вызвавших этот факт.