Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Положение о проведении предрейсового технического осмотра транспортных средств закреплено статьёй 20.4 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г., который предусмотрел обязанность владельцев коммерческого автотранспорта содержать его в надлежащем состоянии, перед выходом контролировать соответствие техническим требованиям, а также нести ответственность за готовность водителей к рейсу.

Требования законодательства

Министерство транспорта Российской Федерации (далее Минтранс) приказом № 141, изданным 6.04.2017 г., и вступившим в законную силу 25 декабря прошедшего года, утвердило требования по организации, а также осуществлению предрейсового контроля состояния транспорта, используемого для доставки грузопассажирских потоков.

В перечень требований вошли положения определяющие:

  • недопустимость выпуска транспорта в рейс при наличии неисправностей;
  • обязательность осуществления предрейсового технического осмотра, включая наземный с электрическим питанием, а также используемого в качестве такси;
  • уровень профподготовки и квалификацию, лиц занимающихся проверкой транспорта перед рейсом, в рамках Приказа Минтранса № 287 от 28.09.2015 года;
  • объем предрейсового технического осмотра транспортных средств, уточнив важные для обследования конструктивные части автомобилей;
  • возможность использования специального оборудования для диагностики конструктивных систем подлежащих проверке;
  • список обязательной, сопутствующей проведению проверки, регистрационной документации;
  • порядок заполнения журнала регистрации проверок, проставления отметки в путевых листах водителей исправных машин;
  • недопущение фактов выпуска автотранспорта без проведения предрейсового контроля.

Как и куда вносится отметка о проведении контроля?

С 1 марта 2023 года согласно п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 28.09.2022 г. дата, время и результат проведения техконтроля должны быть проставлены должностным лицом, ответственным за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств и заверены его собственноручной подписью на бумажном носителе либо электронной подписью в электронном путевом листе с указанием его фамилии, имени и отчества.

Также с 1 марта действует новое правило о том, что по результатам проведения предрейсового (предсменного) контроля техсостояния ставится обязательно одна из двух отметок:

  • отметка «выпуск на линию разрешен», проставляемая ответственным должностным лицом в путевом листе в случае, если при контроле не выявлены несоответствия установленным требованиям на основании соответствующей записи, внесенной в журнал регистрации результатов контроля техсостояния ТС;
  • отметка «выпуск на линию не разрешен» – если при контроле выявлены указанные несоответствия.

Договор предрейсовый технический осмотр

Если возможность принятия в штат механика-контролера соответствующей требованиям российского законодательства квалификации, не рассматривается, остается — заключение договора с компетентными специалистами. Где их искать, какие варианты есть: 1. Обратиться в транспортную компанию, где такой специалист есть. Если у него будет время подъехать к месту парковки вашего авто, он сможет провести предрейсовый ТО. К сожалению такие сотрудники загружены работой на своем предприятии. 2. Узнать в ближайшем от стоянки ТС автосервисе, смогут ли они ежедневно проводить ПТО и нести ответственность за выпуск исправного авто на линию. 3. Лучший вариант — обратиться в компанию, которая специализируется на оказании услуг по ПТО. У нас хватит специалистов, чтобы в любое, удобное для вас время, провести осмотр ТС на месте парковки. Кроме этого, в случае аварии доставят авто в ремонтную мастерскую. Они несут материальную ответственность за качество своей работы и мн. др.

I. Обновление правил оформления путевых листов с 01.09.2023

С 1 сентября 2023 г. Минтранс уже второй раз за текущий год меняет правила оформления (формирования) путевых листов.

Главные нововведения для организаций и ИП, эксплуатирующих автотранспорт, таковы:

Реквизиты путевого листа Правила, действующие с 01.09.2023 Норма Приказа Минтранса России от 28.09.2022 № 390
Сведения о водителе Помимо ФИО и данных о проведении обязательного предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра следует указывать:
  • серию, номер и дату выдачи водительского удостоверения;
  • СНИЛС.
п. 6 Состава сведений путевого листа
Срок действия путевого листа Уточнено, что допустимо:
  • оформление (формирование) одного путевого листа на один рейс длительностью более одного рабочего дня (смены) водителя (водителей);
  • оформление нескольких путевых листов на бумажных носителях на одно транспортное средство раздельно на каждого водителя, в том числе на каждого последующего водителя после выпуска транспортного средства на линию;
  • оформление или формирование одного путевого листа на несколько рейсов, если в течение рабочего дня (смены) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов. Фактически, эта новая формулировка подтверждает право оформлять один путевой лист на любое разумное количество дней по желанию экономического субъекта. Форму такого путевого листа и особенности его ведения нужно закрепить в учетной политике. При этом сведения о сроке действия путевого листа должны содержать даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого он может быть использован.
п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 3 Состава сведений путевого листа
Данные о медосмотре Больше не требуется указывать серию, номер, дату выдачи и срок окончания действия лицензии на проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
Это совершенно не означает, что лицензия становится не нужна. Предсменные, предрейсовые, послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены) проводятся только медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное медицинское образование, медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя, при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предсменным, предрейсовым, послесменным, послерейсовым).
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 6 Приложения к приказу Минздрава России от 30.05.2023 № 266н
Медосмотр водителя (предсменный, предрейсовый, послесменный, послерейсовый) может проводиться дистанционно методами телемедицины с внесением результатов в путевой лист.
Медицинские работники, проводящие такого рода медосмотры, должны соответствовать требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ № 866, а необходимые сведения о них должны быть внесены в Федеральный регистр медработников.
п. 12 Порядка оформления (формирования) путевого листа с учетом п. 7 -9 Особенностей проведения медосмотров с использованием дистанционных технологий, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.05.2023 № 866
Внесение изменений в данные путевого листа Допускается внесение изменений в сведения о водителе (водителях) транспортного средства, а также о марках, моделях прицепов (полуприцепов) и их регистрационных номерах, в случае формирования электронного путевого листа. п. 11 Порядка оформления (формирования) путевого листа
Читайте также:  Долго ли переделывать доки после замужества в 2024 году

Сроки давности привлечения к административной ответственности по перечисленным правонарушениям таковы (ст. 4.5 КоАП РФ):

Поездка без путевого листа ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ 60 календарных дней (при рассмотрении дела судьей – 90 календарных дней) со дня совершения нарушения
Перевозки с нарушением требований медосмотров водителей и технического контроля состояния ТС ч. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ 60 календарных дней со дня совершения нарушения *
Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 1 год со дня совершения нарушения
Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров ст. 11.32 КоАП РФ 90 календарных дней со дня совершения нарушения

Какие транспортные средства должны проходить контроль?

Согласно статье 20(2) Федерального закона «О безопасности дорожного движения», транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, перевозящие пассажиров или грузы, должны проходить техосмотр.

Это не обязательно относится к коммерческому транспорту. Если транспортное средство перевозит товары для собственного использования организации или перевозит, помимо водителя, хотя бы одного человека, оно должно пройти предсменную или предрейсовую проверку.

Это требование относится ко всем типам транспортных средств:

  • автомобили (только коммерческий транспорт),
  • Грузовые автомобили (для коммерческих перевозок и собственных нужд),
  • Автобусы (для коммерческих перевозок и собственных перевозок).

Штамп (отметка в журнале и путевом листе) о прохождении осмотра

На накладной ставится отметка (штамп). Отметка об этом обязательна как при работе на линии, так и при возвращении в депо (п. 2.5 Приказа № 7).

Важно! Если водители одного транспортного средства меняются в течение рабочего дня, необходимо оформить две путевые листы. В этом случае на каждом из них должна быть табличка о прохождении проверки.

Отметка должна делаться каждый день. Можно организовать проставление печати при условии, что в нее будут включены необходимые данные.

Читайте также:  Штраф за снятие пломбы счетчика воды 2024222322+12

После технического осмотра инспектор должен сделать отметку в накладной

  • дата и время проведения проверки
  • его имя и инициалы;
  • подпись.

При каких неисправностях запрещена эксплуатация транспортных средств

Транспортные средства, участвующие в перевозке грузов или пассажиров, должны пройти технический тест перед допуском к управлению. Это осуществляется лицом, имеющим соответствующую квалификацию. При обнаружении любого из вышеуказанных дефектов запрещается эксплуатация автомобиля.

Примечание: Предрейсовый технический осмотр проводится в соответствии со стандартами ГОСТ Р51709-2001 для транспортных средств. Включая Правила безопасности (метод и условия проверки).

Некоторые нефункциональные детали и системы могут быть легко отремонтированы водителем до прохождения техосмотра. Перечень структурных компонентов, подлежащих проверке в ходе предварительной инспекции, содержится во многих правовых документах. Например, Постановление Правительства № 1090 с изменениями, внесенными в марте 2020 года, содержит перечень основных дефектов:

Нормативные требования

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  2. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 “О Правилах дорожного движения” (вместе с “Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения”)
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 г. за № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств»
  4. Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 “Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и”
  5. Федеральный закон № 398-ФЗ от 21.11.11 г. «О внесении изменений в Федеральный закон О безопасности дорожного движения» от 20 декабря 2017 г.
  6. Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. № 36 “Об утверждении требований к тахографам”

Примечание: Приказ Минтранса №141 (6/04-16 г.), часто встречающийся в устаревших статьях на просторах интернета, утратил силу. Поэтому вместо прежних используйте данные нового норматива №296.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Журнал прохождения предрейсового осмотра и послерейсового осмотра

Обязанность контролера, выпускающего автомобили и автобусы на рейсы, также заключается в ведении журнала прохождения предрейсового и послерейсового ТО. Данный документ является обязательным для любой организации.

Журнал оформляется в виде таблицы, в которой обязательно должны присутствовать следующие графы:

  • наименование марки, модели транспортного средства;
  • государственный регистрационный знак транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) водителя транспортного средства;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера, проводившего контроль;
  • дату, время проведения контроля;
  • показания одометра (полные километры пробега) при проведении контроля;
  • отметку о прохождении контроля;
  • подпись контролера, проводившего контроль.

Журнал предрейсового и послерейсового контроля может вестись как в бумажном, так и в электронном виде.

Как изменилась процедура прохождения техосмотра?

Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.

Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.

Читайте также:  Пособие на ребенка в 2024 году в Челябинской области для безработных

На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.

Новые правила и требования

С 1 сентября 2024 года транспортный техосмотр будет проходить по новым правилам и требованиям. Что изменилось и как это повлияет на автомобилистов?

Прежде всего, стоит отметить, что предъявление пройденного техосмотра стало обязательным для оформления и продажи автомобиля. Теперь без предъявления документов о прохождении техосмотра невозможно будет купить или продать машину.

Помимо этого, отмена регресса изменила ответственность за прохождение техосмотра. Раньше, если автомобиль был куплен без прохождения технического осмотра и попал в аварию, страховые компании могли отказать в выплате страховки пользователям. Теперь же отсутствие техосмотра уже не освобождает от ответственности в случае ДТП.

Стоимость техосмотра также изменилась. Если раньше можно было пройти диагностическую проверку всего за несколько сотен рублей, то с 1 сентября 2024 года стоимость техосмотра возросла. Когда именно и насколько — пока нет точных данных.

Новые правила также коснулись обязательного наличия ОСАГО. Теперь при прохождении техосмотра будет необходимо предъявить действующий полис ОСАГО. В случае его отсутствия будет установлен штраф.

Предъявление документов стало больше. Теперь на техосмотр нужно будет принести не только паспорт владельца автомобиля и его водительское удостоверение, но также и договор купли-продажи автомобиля, техпаспорт и страховую карту.

Изменения в проведении Техосмотра

  • С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые правила и изменения в процедуре Техосмотра.
  • Будет отменена обязательность прохождения ежегодного технического осмотра автомобиля. Теперь осмотр будет проводиться добровольно.
  • Освобождает от прохождения ежегодного техосмотра наличие страховой полис ОСАГО, приобретенный после 1 августа 2021 года.
  • Но если в машине отсутствует действующий полис ОСАГО или его срок истек, то прохождение техосмотра будет обязательным.
  • Также, новые правила предусматривают установление штрафов за отсутствие документов на автомобиль или неправильное оформление документов.
  • Стоимость техосмотра будет снижена, так как необходимые для прохождения процедуры документы будут меньше. Теперь владельцам автомобилей не потребуется предъявлять паспорт и СТС (технический паспорт).
  • Что касается предъявления документов на транспортное средство, то в новом порядке все смотрят только паспортные данные, а персональные данные владельца автомобиля уже никому не интересны.
  • Также изменится процедура получения техосмотра. Для этого нужно будет обратиться в специальные пункты, которые будут указаны на карте технического осмотра (они будут располагаться по всей территории страны).
  • Карта технического осмотра будет выдаваться страховыми компаниями вместе со страховым полисом ОСАГО.
  • Также, новые правила предусматривают возможность получения скидок и льгот при проведении техосмотра у партнеров страховых компаний.
  • Процесс прохождения техосмотра изменится. Теперь владельцы смогут проходить техосмотр в удобное для себя время без ожидания в очередях.
  • Ответственность за прошедший техосмотр будет возлагаться на владельцев автомобилей, поэтому следует проходить осмотр у проверенных и надежных испытательных пунктов.
  • В случае, если техосмотр будет пройденный, автомобиль сможет быть продан без ограничений и проблем.

Какие автомобили проходят техосмотр в 2024 году?

  • Автомобили, выпущенные более 3 лет назад;
  • Грузовые автомобили и автобусы;
  • Такси;
  • Автомобили, используемые в коммерческих целях;

Техосмотр проводится с целью проверки технического состояния транспортного средства и его соответствия установленным требованиям безопасности. При проведении техосмотра основное внимание уделяется следующим элементам автомобиля:

  1. Состояние тормозной системы;
  2. Работоспособность рулевого управления;
  3. Состояние шасси и подвески;
  4. Система электрооборудования, включая фары, сигнальные огни и поворотники;
  5. Эмиссионная система, включая выхлопные газы;
  6. Состояние шин и колес;
  7. Наличие и работоспособность элементов pass-системы (системы, которая контролирует наличие пассажиров в салоне автомобиля);

Владельцам автомобилей рекомендуется заранее подготовить свое транспортное средство к техосмотру, проверив работу всех систем и проведя необходимые ремонтные работы. Это позволит избежать проблем при прохождении технического осмотра и увеличит шансы на успешное прохождение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *