Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие платона в 2024 году для юридических». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система запущена с 15.11.2022 согласно Постановлению Правительства № 504 от 14.06.2013. Тогда же в КоАП РФ появилась статья, вводящая санкции за нарушение этих правил. С июля 2024 года полномочия налагать штраф за езду без «Платона» ГИБДД передало Ространснадзору. На федеральных трассах установили 500 дополнительных камер. Повышение контроля увеличило собираемые средства почти втрое.
Я с определённой долей иронии наблюдал за тем, какие баталии и споры возникли после введения в действие системы «ПЛАТОН» между её сторонниками и противниками. Особенно забавно, когда к этим разборкам подключились масс-медиа и различные известные журналисты. Какой только чуши не неслось с голубых экранов и различных радиостанций. Все почему-то, в основном, зациклились на законности введения «ПЛАТОНа» и на «пострадавших» дальнобойщиках. Всё это действие грандиозно закончилось выступлением Президента РФ Путина В.В. в декабре во время общения со страной, где он объяснил потребность в такой системе. После этого у всех эмоции пошли на спад. В этот раз помощники Президента его подставили.
Ссылка на опыт других стран, ранее вводивших подобные системы, несостоятельна, т.к. причины их введения были другие. Это касается и Германии, и Белоруссии, и Словении, и других стран. Если нашим министерским чиновникам и прочим «большим дядям» это не известно, то поясняю, что все эти сборы правильнее было бы назвать «транзитным сбором». Первым его ввела Германия из-за того, что большинство автоперевозчиков выбирало их дороги для пересечения Европы с Запада на Восток, с Севера на Юг и обратно, т.к. их дороги одни из лучших в Европе и позволяют сэкономить время и деньги. Немцы постоянно жаловались, что по их дорогам ездит много чужих грузовых машин, а с них ничего не берут. Немцы бы и рады были ввести чисто транзитный сбор, но законы ЕС запрещают ставить в неравное положение жителей разных стран ЕС, поэтому деньги стали брать со всех. В Белоруссии ситуация ещё проще. Хорошими белорусскими магистралями пользуются, в основном, российские и европейские перевозчики, а деньги за дороги не платят. У нас же ситуация другая, большая часть грузовых перевозок являются внутренними.
Штрафы и последствия для юридических лиц
Нарушение обязательства оплаты «Платона» влечет за собой штрафные санкции. За каждый день неоплаты взимается штраф в размере 1/15000 максимального штрафа, установленного на момент нарушения. В случае неоплаты взносов «Платон» в течение месяца, штраф увеличивается в два раза.
В случае отказа юридического лица оплатить штрафные санкции, следующим этапом является наложение административного штрафа. При этом, штраф может быть наложен как на само юридическое лицо, так и на собственника грузовика, находящегося на балансе юридического лица.
Основным условием для взыскания штрафа является нарушение правил платоновской системы. Каждый в случае задолженности должен быть уведомлен о штрафе и иметь возможность его обжаловать. Однако, обжалование штрафа не означает отмену транспортной задолженности.
Иностранные перевозчики также обязаны следовать правилам платоновской системы. В случае неуплаты взносов, транспортное средство иностранного перевозчика может быть задержано на территории России до полного погашения долга или введения иного средства обеспечения платежа.
Важно отметить, что штрафы за отсутствие платона являются серьезным нарушением. В случае перевозки грузовиком, не принадлежащим налоговому балансу юридического лица или не имеющим легального права на проезд, могут быть применены дополнительные меры ответственности в соответствии с действующим кодексом.
В целом, чтобы избежать штрафов и серьезных последствий, каждому юридическому лицу и перевозчику необходимо соблюдать правила платоновской системы и своевременно оплачивать взносы за проезд. В случае возможного спора или несогласия с размером штрафа, всегда есть возможность обжаловать решение суда.
Что делать, если срок службы устройства истек?
Пункт 9 Правил:
9. До начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, собственник (владелец) такого транспортного средства информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае, если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.
9. В случае если за транспортным средством не закреплено бортовое устройство (стороннее бортовое устройство), а также в случае истечения срока службы закрепленного за транспортным средством бортового устройства (стороннего бортового устройства) до начала движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такого транспортного средства его собственник (владелец) информирует оператора в порядке, предусмотренном разделом IV настоящих Правил, о планируемом маршруте, времени и дате движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а в случае если такое транспортное средство не зарегистрировано в реестре, также представляет заявление, предусмотренное пунктом 5 настоящих Правил, обеспечивает внесение платы оператору и получение маршрутной карты в порядке, предусмотренном пунктом 10 настоящих Правил.
Таким образом, если срок службы истек, то автовладелец должен позвонить в call-центр системы Платон, сообщить об истечении срока оператору и оформить маршрутную карту на требуемое направление.
В пункт 10 Правил внесено еще одно изменение, которое как раз и дает возможность оформить маршрутную карту на автомобиль, у которого истек срок службы бортового устройства:
Маршрутная карта не оформляется в отношении транспортных средств, за которыми в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил оператор закрепил бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил.
Какой штраф полагается за отсутствие «Платона» в 2021 году
В добавок к вышеперечисленным, в новой версии КоАП появились следующие изменения:
Автоматические системы весогабаритного контроля больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения. Это касается небольшого (2-10%) перегруза и незначительного (5-15 см.) превышения габаритов транспортного средства.
Автоматические средства фиксации нарушений смогут штрафовать за неоплату «Платона» на чаще одного раза в сутки. При этом размер штрафа останется прежним (5 тыс. рублей), но существующий сегодня двукратный штраф за повторное нарушение исчезнет.
Статью о наказаниях за весогабаритные нарушения разделят на две – отдельную «весовую» и отдельную «габаритную». Возможно, что теперь перевозчика, везущего тяжеловесный и негабаритный груз без специального разрешения, инспекторы смогут оштрафовать дважды.
А размер штрафа за несоблюдение режима труда и отдыха будет привязан к тяжести нарушения. Если водитель нарушит РТО на 5-10%, его оштрафуют на 500-1000 рублей. Штраф за нарушение РТО на 10-20% составит 1-2 тыс., а свыше 20% — на 2-5 тыс. рублей.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко считает изменения в КоАП полезными и логичными. Наиболее позитивным нововведением, по мнению эксперта, является отмена штрафов, выносящихся АСВГК за незначительный перегруз,
— Мы принимали участие в обсуждении всех проблем, связанных с АСВГК и вносили свои предложения. В новом варианте КоАП отсутствуют штрафы за превышение весогабаритных параметров до 10%, это очень неплохо. Надо понимать, что 10% – это тонна на ось. Всё что выше уже сложно списать на «не знал – не видел». А вот
эти нештрафуемые 10% – это возможность для перевозчика избежать 95% ситуаций, возникающих из-за неравномерного распределения груза или сбоя в самом оборудовании АСВГК.
К самой концепции АСВГК остаётся масса вопросов, но поскольку система есть, мы посчитали необходимым по максимуму отвести от перевозчика такие ситуации.
Точно так же Валерий Войтко относится и к изменению наказания за нарушение РТО. Режим труда и отдыха в его нынешнем виде перевозчиков не устраивает, но уменьшение штрафа за незначительные нарушения – это всё же лучше, чем ничего.
— К нам не раз обращались перевозчики, которых гаишники начинали мурыжить из-за превышения на 5, 7, 10 минут. Хотя бы эти случаи удастся исключить! Я думаю, что будет правоприменительная практика – и появится возможность для дальнейшего разговора о корректировке РТО.
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» также считает оправданным разделение спецразрешений для перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов, так как специфика таких перевозок разнится. Одновременно тяжеловесные и негабаритные грузы на практике встречаются исключительно редко.
— «Платон» – в общем, это тоже логично. Учитывая существенное количество сбоев системы, отказов бортовых устройств, ошибок в личном кабинете. Если прибор не работает, за что меня штрафовать сто раз в день?
Если человек намеренно игнорирует «Платон», это его личное дело, но как мы знаем из Гражданского Кодекса – за одно нарушение может быть одно наказание. Пусть так и будет.
Какие машины под нее попадают? От скольки тонн?
Основные параметра автотранспорта, чье перемещение должно быть учтено «Платоном», и с которых взимается плата, установлены ст.31.1 Федерального закона №257. Эти машины характеризуются:
- Допустимой грузоподъемностью от 12 тонн.
- Перемещением по дорогам федерального значения общей доступности.
При этом, из числа таких ТС исключаются:
- Перевозчики пассажиров (исключения – грузопассажирские фургоны).
- Спецтранспорт с возможностью соответствующего светозвукового сопровождения (скорая, полиция, спасатели и пр.).
- Специальный транспорт, перевозящий военную технику / средства вооружения.
Для контроля использования системы на дорогах установлены стационарные автоматические пункты, а также используются мобильные группы Ространснадзора.
Как получить новое бортовое устройство?
Пункт 106 Правил говорит о том, что собственник автомобиля должен следить за сроком службы бортового устройства. Если срок закончился, то в первую очередь старое БУ нужно вернуть:
106. Собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью бортового устройства или стороннего бортового устройства, а также осуществляет своевременное информирование оператора о факте его неисправности или утраты.
106. Собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства (стороннего бортового устройства), своевременное информирование оператора о факте неисправности или утраты бортового устройства (стороннего бортового устройства), а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы.
Особенности возврата просроченного бортового устройства перечислены в пункте 99:
99. При возврате бортового устройства (в том числе для ремонта и (или) технического обслуживания) собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей. Оператором и собственником (владельцем) транспортного средства осуществляется подписание акта возврата бортового устройства, форма которого определяется оператором. Для установления причины повреждения бортового устройства оператором проводится экспертиза.
99. При возврате бортового устройства (в том числе для ремонта и (или) технического обслуживания, а также в связи с заменой бортового устройства) собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей. Оператором и собственником (владельцем) транспортного средства осуществляется подписание акта возврата бортового устройства, форма которого определяется оператором.
Должен ли водитель платить штраф за неисполнение условий «Платона»?
При обнаружении транспортного средства, при проверке документации которого будет выявлено отсутствие системы «Платон», водитель в срочном порядке будет обязан заплатить штраф. Суммарная политика этого направления часто меняется.
На сегодняшний день штрафные санкции начисляются и при указанных ниже обстоятельствах:
- Если оператором системы не было выявлено достоверной информации о пройденных километрах по причине отключения и неисправности устройства, которое фиксируется в машине и передает информацию о маршруте и пройденном пути;
- Если в транспортном средстве и вовсе не было устройства для контроля пройденных километров или специально карты, которая показывает маршрут передвижения;
- Если водитель транспортного средства выехал на маршрут, который не был ранее заявлен в системе;
- Если на счету системы нет денежных средств, а транспорт, не останавливаясь, следует своему маршруту.
Как проверить штрафы в системе «Платон»?
Многих собственников транспортных средств волнует вопрос: приходят ли штрафы за «Платон»? Да, приходят. Если специальными техническими средствами, осуществляющими фото- и видеосъемку (камерами) было зафиксировано нарушение, то полиция (ГИБДД) привлечет нарушителя к ответственности.
Обратите внимание: если правонарушение было зафиксировано в течение суток не единожды, а два раза и более, собственник автомобиля не привлекается к ответственности за второй и следующие случаи нарушения. То есть если нарушение было зафиксировано камерами, например, 21 ноября 2016 года три раза, штраф в систему «Платон» вы заплатите только за одно правонарушение — за последующие правонарушения, которые вы совершили в течение суток, платить не нужно. Сейчас обсуждается вопрос о необходимости штрафовать за все нарушения, зафиксированные в течение одного дня, но пока никаких решений по этому вопросу не принято.
Также лицо, совершившее правонарушение при въезде на территорию России, освобождается от административной ответственности, если на тот момент, когда рассматривается дело о правонарушении:
- протяженность расстояния, которое фактически проехал автомобиль после пересечения границы России без внесения платы составила не более 50 км;
- плата за вред, который причиняет автомобильным дорогам федерального значения такой автомобиль, внесена в установленном порядке.
Что делать, чтобы не платить штрафы за «Платон»
Рассказываем, как не платить за «Платон».
Чтобы избежать штрафа, у владельца фуры есть два варианта — оформлять маршрутную карту перед каждой поездкой или поставить бортовое устройство и регулярно пополнять баланс.
Оформить маршрутную карту перед выездом. Для этого зайдите в личный кабинет «Платона», откройте раздел «Маршрутные карты», создайте новую карту — в ней введите дату, точки маршрута и оплатите проезд.
Установить бортовое устройство. Закажите устройство на сайте «Платона», прикрепите к лобовому стеклу и подключите в прикуриватель.
Пополнить баланс перед выездом. Убедитесь, что на счете достаточно средств для оплаты проезда.
Следить за исправностью устройства. Обращайте внимание на индикаторы: спутниковую и мобильную связь, питание.
Что будет, если не платить штраф за «Платон». Этот штраф такой же, как и любой административный, необходимо оплатить в первые 70 дней со дня постановления. Если этого не сделать, штраф из Ространснадзора передадут в ФССП. Приставы вправе принудительно взыскать сумму штрафа со счета компании.
Продал машину, а штрафы приходят — что делать, если пришёл штраф на проданный авто
Есть в России такой нормативно-правовой акт, который называется Приказ №399 «Об утверждении порядка регистрации транспортных средств». В пункте 6 этого документа говорится, что новые собственники автомобилей обязаны поставить купленную машину на учёт в течение 10 дней после возникновения права собственности. Выше мы выяснили, что право собственности возникает при подписании договора купли-продажи.
Продажа автомобиля происходит в момент заключения договора купли-продажи — не в момент постановки на учёт в ГИБДД и не в момент вписания нового собственника в ПТС, а по дате подписания договора купли-продажи. Но что, если договор уже подписан, а штрафы на проданную машину приходят Вам как продавцу? Ведь в ГИБДД знать не знают о продаже автомобиля, пока новый владелец не поставит его на учёт в ГАИ на себя!
Кто и когда взимает штраф за «Платон» и как проверить его наличие
Контроль за работой «Платона» возложен на специальное подразделение Минтранспорта РФ – Ространснадзор (полностью – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта). Именно это организация вправе выставлять штрафы за неиспользование или неверное использование системы.
- Банковской или топливной карт.
- Безналичным банковским переводом со счета.
- Через мобильное приложение.
- В Центрах самообслуживания «Платон» (в т.ч. наличными).
- Через «Сбербанк-онлайн».
- С QIWI кошелька.
- Через МОБИ.Деньги (с мобильного телефона).
- С помощью терминалов партнеров: Сбербанк, Элекснет, МКБ (Московский кредитный банк) или в салонах Евросети.
Как оплачивать «Платон»?
Оператором, который будет обслуживать эту систему по распоряжению Правительства, стало ООО «РТИТС», которое в свою очередь предлагает следующие способы оплаты: оформление маршрутной карты либо установление бортового оборудования. Также можно выбрать, как оплачивать «Платон» – до или после поездки. Маршрутная карта оформляется каждый раз на отдельную поездку в личном кабинете на официальном сайте.
Для некоторых удобнее вариант с установкой бортового оборудования, т. к. нет необходимости постоянно оформлять маршрутную карту. Заключается договор о безвозмездном пользовании устройством. Монтаж проводится самим водителем, с помощью навигационной системы автоматически происходит определение местоположения автомобиля, расчет суммы к оплате и списание средств со счета. От водителя требуется только следить за тем, чтобы на счету всегда были деньги.
Пополнить расчетный счет можно посредством:
- банковского перевода;
- в центрах информационной поддержки пользователей;
- банковской или топливной карты;
- через онлайн-сервисы;
- в партнерской сети;
- через терминал оплаты.
Как обжаловать штрафы за Платон
Необходимость оспорить штраф за Платон может возникнуть по разным причинам:
- маршрут был оплачен, но из-за сбоя в системе пришло постановление;
- штраф получил, но владельцем ТС не является;
- нарушение зафиксировано повторно в течение одних суток.
Подать жалобу для отмены штрафа можно в течение 10 суток со дня получения постановления. Сделать это можно разными способами:
- Обратиться в Ространснадзор лично или отправить жалобу:
- почтой России по адресу: ул. Петрозаводская 32а, Москва, Россия, 125475;
- в электронном виде через форму на сайте Ространснадзора.
- Обратиться в районный суд
Система; ПЛАТОН; претензии, обоснования, разъяснения проблемных вопросов
Задача государственной системы Платон — решение задачи финансирования дорожного строительства и ремонта, а также реализация принципа «пользователь платит». Повышение объемов грузовых перевозок по автомобильным дорогам приводит к интенсификации использования дорожной сети, а следовательно, ее преждевременному разрушению. Все это ведет к накоплению значительного объема отложенного ремонта, требующего большого объема капитальных вложений. При этом за это платят одинаково все пользователи вне зависимости от степени вреда, наносимого дорожным конструкциям их транспортными средствами, и без учета коммерческой составляющей грузоперевозок.
1. Для пользователей, которые не желают регистрироваться в системе Платон, созданы разовые маршрутные карты, позволяющие оплатить поездку без регистрации. Компании с большим автопарком, как правило, используют бортовые устройства или полноценные маршрутные карты.