Что такое спецоценка рабочих мест в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое спецоценка рабочих мест в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Кроме статьи 212 ТК РФ, в которой указана обязанность работодателей проводить спецоценку, действует федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сама методика проведения оценки утверждена приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н.

Законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда

Предусмотрено и множество дополнительных нормативно-правовых актов:

  • межотраслевые и отраслевые правила по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
  • стандарты безопасности труда;
  • типовые инструкции по охране труда по отдельным видам деятельности (например, электриков, газоэлектросварщиков, фрезеровщиков и др.)

Ответственность за не проведение или нарушение условий спецоценки может быть административной по ст. 5.27.1 КоАП РФ (штраф для ИП от 5 до 10 тыс. рублей, для организаций от 60 до 80 тыс. рублей) и уголовной по ст. 143 УК РФ (если это повлекло за собой нанесение тяжкого вреда здоровью или смерть работника).

Методика проведения СОУТ и проведение СОУТ в 2023 году

С 1 января 2014 года начал действовать ФЗ 426 О специальной оценке труда, который внедрил новую процедуру СОУТ на рабочих местах. В 2014 году вступил в силу и приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н Об утверждении Методики проведения СОУТ.

Этот приказ устанавливал основные требования к процедурам и основным формам документов, необходимым для проведения СОУТ.

Нормы Методики были согласованы с действующими на тот момент нормативными актами Роспотребнадзора в области санитарно-гигиенического нормирования.

В результате проведения ревизии в период с 2019 по 2021 годы в системе трудовых отношений, охраны труда и санитарно-гигиенического нормирования были утверждены и вступили в силу новые нормативные акты Роспотребнадзора, устанавливающие санитарно-гигиеническое нормирование условий труда. В связи с этим возникла необходимость привести положения Методики в соответствие с новыми нормами.

Кроме того, в рамках изменений в деловом климате, работодатели высказали предложения об упрощении оформления результатов СОУТ для рабочих мест с приемлемыми условиями труда.

Также необходимо учесть результаты правоприменительной практики СОУТ для отдельных факторов, которые не могут быть учтены из-за специфики некоторых видов работ, например, обслуживания коксовых батарей. Ранее внесенные изменения в Методику не позволяли учесть эти особенности.

Минтруд планирует, что принятие нового приказа способствует повышению качества и достоверности результатов проведения СОУТ в 2023 году.

Это в свою очередь приведет к улучшению социальной защиты работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, а также способствует социальной стабильности на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Проект приказа не отменяет никаких обязанностей, запретов и ограничений.

Он лишь уточняет уже существующие требования к процедурам и в целом проведение СОУТ в 2023 году, включая требования к процедурам и порядку проведения спецоценки.

Общероссийский мониторинг условий и охраны труда

В Российской Федерации осуществляется мониторинг условий труда и проводится комплексная оценка ситуации в области охраны труда.

Эти мероприятия направлены на обеспечение безопасных и здоровых условий работы для работников.

Основными объектами общероссийского мониторинга условий и охраны труда являются:

1) Состояние условий труда и обеспечение охраны труда на рабочих местах: Оценивается соответствие рабочих мест требованиям безопасности и здоровья работников.

2) Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости: Анализируется количество и виды производственных травм и профессиональных заболеваний с целью определения причин и разработки мер по их предотвращению.

3) Установление инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания: Оценивается количество работников, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, и проводятся меры для обеспечения им социальной защиты.

4) Предоставление гарантий и компенсаций работникам за работу с вредными и опасными условиями труда: Рассматривается система гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

5) Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: Оценивается система социального страхования работников от последствий несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также эффективность ее функционирования.

6) Федеральный государственный контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда: Осуществляется контроль со стороны государственных органов за соблюдением требований безопасности и здоровья работников.

7) Государственная экспертиза условий труда: Проводится экспертиза условий труда для определения и предотвращения возможных рисков и опасностей.

8) Разработка и совершенствование нормативно-правовой базы по охране труда субъектов Российской Федерации: Осуществляется работа по разработке и улучшению законодательных актов, регулирующих охрану труда на уровне субъектов Российской Федерации.

  • СОУТ — гарантия безопасности сотрудников и предоставления им льгот, которые предусмотрены Трудовым кодексом и приказами Минтруда.
  • Спецоценка проводится раз в 6 лет или внепланово, если возникнут основания — например, если будет создано новое рабочее место.
  • За оценкой нужно обратиться к аккредитованным экспертам — они проверят условия труда, подготовят отчет и самостоятельно передадут его во ФГИС.
  • После СОУТ работодателю необходимо задекларировать результаты, уведомить сотрудников, а при необходимости — предоставить им положенные преференции.

Классификация условий труда по степени вредности и/или опасности

Условия труда подразделяются на четыре класса:

1-й класс — оптимальные

На сотрудника либо не воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, либо уровень их воздействия соответствует гигиеническим нормативам. Такие условия позволяют сотруднику сохранять высокую работоспособность;

2-й класс — допустимые

Уровень вредных и (или) опасных производственных факторов, которые воздействуют на сотрудника, не превышает установленные гигиенические нормативы. Организм сотрудника успевает восстановиться до следующего рабочего дня;

3-й класс — вредные

Уровень воздействия на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов превышает установленные гигиенические нормативы. В рамках этого класса выделяют 4 подкласса (степени):

  • 1-я степень: организм сотрудника не успевает восстановиться до начала следующего рабочего дня. Увеличивается риск для здоровья;
  • 2-я степень: в организме сотрудника происходят стойкие изменения, которые в долгосрочной перспективе (через 15 лет и более) могут привести к развитию профессиональных заболеваний начальной и легкой степени тяжести;
  • 3-я степень: в организме сотрудника могут начаться изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям легкой и средней степени тяжести. Сотрудник может потерять профессиональную трудоспособность в период трудовой деятельности;
  • 4-я степень: у сотрудника могут развиться профессиональные заболевания в тяжелой форме, что приведет к потере общей трудоспособности в период трудовой деятельности.

Работодатель инициирует создание специальной комиссии для проведения СОУТ (закон оговаривает, что в нее должно входить обязательно нечетное количество людей). В состав комиссии по проведению СОУТ должен входить в качестве представителя от работодателя специалист по ОТ или другой сотрудник, прошедший обучение по ОТ и технике безопасности, представитель профсоюза. Если работодатель относится к малому бизнесу, то он лично входит в состав комиссии. С 1 января 2020 года вступило в силу дополнение к 9 статье ФЗ: если работодатель не может сформировать комиссию, то ее функции выполняет он сам или иной уполномоченный им сотрудник. Комиссия по проведению СОУТ утверждает график осуществления спецоценки, формирует перечень рабочих мест, для которых требуется оценка условий труда.

Порядок выполнения идентификации определяет Методика проведения СОУТ (Приказ Министерства труда и социальной защиты № 33 от 24 января 2014 года). Методика СОУТ (гл. 2) регулирует перечень рабочих мест, в отношении которых не требуется проводить идентификацию. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ в декабре 2019 года, при идентификации должны теперь учитываться результаты производственного контроля за условиями труда и результаты осуществления санитарно-эпидемиологического контроля.

Процесс идентификации вредных и (или) опасных факторов включает:

  • выявление и описание факторов производственной среды, потенциальных источников вредных и опасных для здоровья сотрудников факторов;
  • сравнение их с классификатором вредных и (или опасных) факторов, определенным законом 426-ФЗ.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

Как часто нужно проводить СОУТ

Согласно законодательству, работодатели обязаны проводить оценку УТ один раз в 5 лет. Отсчёт начинается со дня ввода данных в информационную систему ФГИС СОУТ. Для оптимальных и допустимых УТ новую экспертизу делать не нужно, декларация по таким РМ считается бессрочной. По вредным и опасным УТ необходимо обновить СОУТ через 5 лет.

Новые компании и ИП должны провести оценку в течение 1 года со дня регистрации. Такой же срок даётся на оценку новых РМ по должностям, введённым с последней СОУТ.

Внеплановая экспертиза УТ проводится при:

  • выявлении профзаболеваний из-за воздействия вредных или опасных УТ;
  • несчастных случаях на производстве;
  • письменных предписаниях госинспектора труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — это комплекс мероприятий в сфере охраны труда. Заключается он в оценке и выявлении опасных или вредных производственных факторов на рабочих местах. По факту проведения такой оценки эксперт организации, проводившей СОУТ, заполняет специальную форму отчета.

СОУТ — обязательная процедура для всех организаций, кроме:

  • тех, у которых работают исключительно удаленные сотрудники;

  • тех, кто никогда не состоял в трудовых отношениях с наемными сотрудниками. То есть ИП, у которых не было ни одного трудового договора;

  • работодателей-физических лиц без статуса ИП;

  • религиозных организаций.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *