Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прожиточная корзина на 2024 год пенсионерам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
![](https://images2-focus-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=https%3A%2F%2Fu.9111s.ru%2Fuploads%2F202401%2F17%2F5e2bfeeabe49200614e5fe4016a8e17b.png&container=focus&gadget=a&no_expand=1&resize_h=0&rewriteMime=image%2F*)
Прожиточный минимум устанавливается не только единый – в целом по России, но и по социально-демографическим группам. То есть кроме общего значения определяются отдельно прожиточные минимумы для трудоспособного населения, детей и пенсионеров. Они считаются в процентах от прожиточного минимума в целом по РФ.
Применение прожиточного минимума
Прожиточный минимум “подтягивает” за собой различные сферы нашей жизни:
- Социальная поддержка: Прожиточный минимум используется для определения размера социальных выплат и пособий, например, пособий по безработице или социальных доплат к пенсии.
- Определение уровня бедности: Люди, чьи доходы ниже прожиточного минимума, считаются находящимися в состоянии бедности.
- Налоги: Прожиточный минимум может учитываться при определении налоговых льгот и вычетов.
- Бюджеты: Показатель прожиточного минимума используется при формировании бюджетов разных уровней для определения потребностей в социальных выплатах и поддержке населения.
Минимальная пенсия в 2024 году по регионам — таблица
Минимальная пенсия России находится в прямой зависимости от прожиточного минимума в конкретном регионе.
Регион |
Минимальная пенсия в 2023 году |
Минимальная пенсия в 2024 году |
Алтайский край |
11 621 руб. |
12 608 руб. |
Амурская область |
14 660 |
15 328 |
Архангельская область |
14 341 |
15 218 |
Астраханская область |
11 992 |
12 725 |
Башкортостан |
11 990 |
12 740 |
Белгородская область |
10 385 |
11 019 |
Брянская область |
11 854 |
12 328 |
Бурятия |
13 475 |
14 299 |
Владимирская область |
11 992 |
12 725 |
Волгоградская область |
10 660 |
11 281 |
Вологодская область |
12 486 |
13 423 |
Воронежская область |
11 261 |
11 754 |
Дагестан |
11 250 |
11 938 |
Еврейская АО |
16 664 |
17 359 |
Забайкальский край |
14 464 |
15 549 |
Ивановская область |
11 497 |
12 332 |
Ингушетия |
11 621 |
12 332 |
Иркутская область |
13 105 |
13 905 |
Кабардино-Балкария |
13 228 |
14 220 |
Калининградская область |
12 733 |
13 689 |
Калмыкия |
11 744 |
12 594 |
Калужская область |
11 868 |
12 594 |
Камчатский край |
22 694 |
23 692 |
Карачаево-Черкесия |
11 374 |
12 200 |
Карелия |
15 374 |
15 989 |
Кемеровская область |
11 250 |
11 938 |
Кировская область |
11 358 |
11 960 |
Коми |
15 158 |
15 961 |
Костромская область |
11 502 |
12 069 |
Краснодарский край |
11 868 |
12 594 |
Красноярский край |
13 722 |
14 752 |
Крым |
11 992 |
12 725 |
Курганская область |
11 621 |
12 332 |
Курская область |
11 036 |
11 831 |
Ленинградская область |
12 733 |
13 775 |
Липецкая область |
10 665 |
11 134 |
Магаданская область |
21 511 |
22 826 |
Марий Эл |
10 879 |
11 545 |
Мордовия |
10 996 |
11 462 |
Москва |
16 257 |
утверждается |
Московская область |
14 858 |
15 735 |
Мурманская область |
20 188 |
20 995 |
Ненецкий АО |
23 063 |
23 985 |
Нижегородская область |
11 621 |
12 332 |
Новгородская область |
12 116 |
13 024 |
Новосибирская область |
12 666 |
13 173 |
Омская область |
11 348 |
11 802 |
Оренбургская область |
10 755 |
11 413 |
Орловская область |
11 497 |
12 200 |
Пензенская область |
10 660 |
11 246 |
Пермский край |
11 374 |
12 227 |
Приморский край |
14 711 |
15 815 |
Псковская область |
12 239 |
12 987 |
Ростовская область |
11 621 |
12 332 |
Рязанская область |
11 015 |
11 675 |
Самарская область |
11 621 |
12 332 |
Санкт-Петербург |
12 981 |
14 037 |
Саратовская область |
10 385 |
11 019 |
Республика Саха |
18 667 |
19 809 |
Сахалинская область |
16 813 |
17 841 |
Свердловская область |
12 116 |
12 987 |
Севастополь |
12 486 |
13 381 |
Северная Осетия |
11 127 |
11 807 |
Смоленская область |
11 992 |
12 856 |
Ставропольский край |
11 127 |
11 807 |
Тамбовская область |
11 763 |
12 234 |
Татарстан |
10 508 |
11 151 |
Тверская область |
11 992 |
12 725 |
Томская область |
12 441 |
12 951 |
Тульская область |
12 239 |
13 118 |
Республика Тыва |
12 486 |
13 423 |
Тюменская область |
12 363 |
13 118 |
Удмуртия |
11 003 |
11 675 |
Ульяновская область |
11 003 |
11 675 |
Хабаровский край |
16 486 |
17 146 |
Хакасия |
12 610 |
13 381 |
Ханты-Мансийский АО |
16 951 |
17 629 |
Челябинская область |
11 808 |
12 280 |
Чечня |
11 868 |
12 954 |
Чувашия |
10 632 |
11 413 |
Чукотский АО |
30 906 |
34 239 |
Ямало-Ненецкий АО |
17 994 |
18 714 |
Ярославская область |
11 868 |
12 856 |
Общая стоимость товаров и услуг за месяц рассчитывается статистическим методом РОССТАТ. В России расчет основан на минимальной стоимости группы товаров и не реагирует на реальное положение дел.
Так какова же будет месячная стоимость потребительской корзины в России в 2024 году?
В таблице ниже приведены официальные данные Росстата — это стоимость фиктивных (минимальных) групп продуктов питания с 1 января.
Для примера возьмем данные по Москве и Санкт-Петербургу. Согласно расчетам, один день может быть потрачен на питание для следующих лиц
- МСК — 166 рублей, для
- Санкт-Петербурга — 161 рубль.
А какова общая потребительская корзина Российской Федерации в 2024 году в расчете на душу населения на одного человека?
Метод расчета потребительской корзины
Расчет потребительской корзины основан на учете закономерностей минимального продовольственного минимума для граждан определенных социально-демографических групп. Эти закономерности заключаются в следующем
- необходимость удовлетворения потребностей отдельных граждан в питательных веществах, содержащихся в продуктах питания, в соответствии с их составом и энергетической ценностью
- учет имеющихся питательных веществ и недоминирующих продуктов гражданами с низкими доходами и их семьями; и
- стремиться к достижению здорового питания граждан, по крайней мере, при стоимости, позволяющей
- С учетом рекомендаций по употреблению продуктов питания и обеспечению организма необходимыми питательными веществами
- Количество питательных веществ в продуктах питания рассчитывается с учетом потерь при тепловой и иной обработке в процессе приготовления пищи.
- сочетания продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, минимальные количества в группах и
- разделение продуктов питания на категории. Каждая категория имеет свои правила потребления и
- расчеты одежды и обуви на основе срока носки товаров; и
- расчет лекарств и средств гигиены в процентном соотношении к общему объему неповторяющихся продуктов; и
- обычный расчет стоимости жилья и коммунальных услуг; и
- количественный расчет транспортных расходов, исходя из минимального количества поездок в месяц; и
- установление размера расходов на культурные мероприятия — 5 процентов,.
- Проверка общего уровня транспортных услуг в конкретном районе, в конкретной местности.
- Плата взимается за все виды услуг.
Расчет потребительской корзины комбинированным методом. Это включает расчет видов продуктов питания и относительное отражение неповторяющихся продуктов и услуг.
Продукты питания составляют большую часть стоимости потребительской корзины. Непитательные продукты и услуги составляют оставшиеся 50%.
При расчете стоимости потребительской корзины рассчитывается количество продуктов питания, необходимое для удовлетворения минимальных потребностей в питании конкретной социальной группы. Эти количества получаются на основе годовых потребностей граждан в конкретном количестве продукта и дисконтируются на 12-месячный период.
Виды и расчет ПМ России
Прожиточный минимум (далее ПМ) – это параметр, отражающий нижнюю границу дохода человека, при которой возможно удовлетворение его основных потребностей.
При расчете величины ПМ учитывается стоимостная оценка потребительской корзины, в которую входит базовый набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также пакет обязательных платежей и сборов, характерных для определенной группы населения.
В 2024 году в России будут оперировать понятиями «федеральный прожиточный минимум» и «региональный прожиточный минимум». Стоит заметить, что во многих регионах эти две величины могут существенно отличаться.
Кроме того, для каждого субъекта РФ, а также на федеральном уровне, будут установлены 4 различных вида ПМ:
Вид ПМ | Обозначение | Формула расчета |
на душу населения | ПМ(д.н.) | Базовая величина |
трудоспособным гражданам | ПМ(т.н.) | ПМ(д.н.)*1,09 |
детям | ПМ(д) | ПМ(д.н.)*0,97 |
пенсионерам | ПМ(п) | ПМ(д.н.)*0,86 |
Под прожиточным минимумом (ПМ) следует понимать минимальный уровень дохода, который необходим для обеспечения базовых потребностей человека в пище, жилье, одежде, медицинском обслуживании и других первостепенных материальных благах. В России прожиточный минимум определяется органами власти на основе исследования и анализа уровня медианной заработной платы граждан страны.
Определение величины прожиточного минимума является важной задачей для государства, поскольку она служит основой для установления минимальных размеров социальных пособий, таких как пособия по безработице, выплаты на детей, пенсии и другие социально значимые расходы.
Кроме того, она также используется при определении размеров минимальной заработной платы и установления нормативов мер социальной поддержки. В целом, исходя из размеров данного показателя формируется бюджетная политика как на федеральном, так и на региональном уровне.
Внимание! Однако стоит отметить, что величина прожиточного минимума не всегда отражает реальные потребности людей. В условиях экономической нестабильности и социальных проблем, многие граждане вынуждены выживать на сумму, значительно ниже установленной. В совокупности это приводит к социальному неравенству, ухудшению качества жизни и увеличению степени общественной напряженности.
Доплата к пенсии до прожиточного минимума
Неработающим пенсионерам, ежемесячный доход которых ниже величины прожиточного минимума, положена ежемесячная социальная доплата (СД) к пенсии. При определении права на социальную доплату в учет берут не только пенсию, но и другие денежные выплаты пенсионеру: субсидии на оплату услуг ЖКХ, компенсацию за отказ от соцпакета, срочные и ежемесячные выплаты из средств пенсионных накоплений, ЕДВ как федеральному льготнику и т.д.
В зависимости от региона, в котором проживает неработающий пенсионер, может быть установлена федеральная либо региональная СД (ФСД или РСД).
-
Федеральные СД выплачивают жителям тех регионов, в которых установленный прожиточный минимум для пенсионеров не превышает федеральный. То есть в 2024 году ФСД будут назначать в тех субъектах РФ, где ПМП меньше или равен 13290 руб. Это следующие регионы:
- Смоленская, Рязанская, Псковская, Нижегородская области;
- Удмуртия, Чувашия, Ингушетия, Алтай и так далее.
-
Региональные СД положены малообеспеченным гражданам, которые проживают в регионах с ПМП, превышающим федеральный уровень (то есть РСД в 2024 году будут назначать там, где ПМП больше 13290 руб.):
- Забайкальский край, ХМАО-Югра, ЯНАО, Чукотский автономный округ;
- Иркутская, Мурманская, Архангельская, Калининградская области;
- Кабардино-Балкария, Республика Тыва, Хакасия, Бурятия и так далее.
Список продуктов в потребительской корзине 2024 года
Овощи и фрукты:
- Картофель — 10 кг
- Морковь — 5 кг
- Лук — 5 кг
- Помидоры — 3 кг
- Огурцы — 3 кг
- Яблоки — 5 кг
- Бананы — 3 кг
Мясо и рыба:
- Куринное филе — 2 кг
- Свинина — 2 кг
- Говядина — 2 кг
- Колбаса — 0.5 кг
- Сосиски — 0.5 кг
- Рыба (лосось) — 1 кг
Молочные продукты:
- Молоко — 3 л
- Творог — 1 кг
- Сыр — 0.5 кг
- Яйца — 10 шт
- Сливки — 0.5 л
Хлебо-булочные изделия:
- Хлеб — 1 буханка
- Батон — 1 шт
- Булки — 4 шт
- Кондитерские изделия — 0.5 кг
Бакалея и продукты длительного хранения:
- Рис — 1 кг
- Мука — 2 кг
- Макароны — 1 кг
- Сахар — 1 кг
- Соль — 0.5 кг
- Растительное масло — 0.5 л
- Консервы (огурцы, горошек) — 0.5 кг
Напитки:
- Чай — 0.5 кг
- Кофе — 0.25 кг
- Сок — 2 л
- Вода — 5 л
- Газированные напитки — 2 л
Неработающие пенсионеры
Неработающие пенсионеры имеют право на получение доплаты, если их пенсия ниже установленного минимального порога. Доплата предоставляется на условиях, установленных муниципалитетом и зависит от различных факторов, таких как возраст пенсионера, стаж работы, состояние здоровья и другие социальные характеристики.
Для получения доплаты неработающие пенсионеры должны предоставить соответствующий пакет документов, включающий паспорт, пенсионное удостоверение, справку о доходах, справку о состоянии здоровья и другие необходимые документы. Все документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства.
Размер доплаты неработающим пенсионерам определяется в соответствии с установленными нормами и зависит от ряда факторов. Он может быть изменен в течение года с учетом инфляции и других экономических факторов. Размер доплаты может быть увеличен или уменьшен в зависимости от изменения пенсионного законодательства.
Регламентирование доплаты неработающим пенсионерам осуществляется муниципальными органами власти с учетом федерального законодательства. В случае изменения условий и размеров доплаты, пенсионеры должны быть уведомлены об этом в установленном порядке. Размеры доплаты могут быть установлены как фиксированными, так и процентными.
Продолжительность получения пенсии
Неработающие пенсионеры Москвы имеют право получать пенсионные выплаты до конца своей жизни. Продолжительность получения пенсии зависит от возраста пенсионера и условий, установленных пенсионной системой.
Стандартная пенсионная программа предусматривает выплату пенсии до достижения пенсионером определенного возраста, например, 70 лет для мужчин и 65 лет для женщин. Однако, существуют исключения, при которых пенсионеры могут получать пенсию вплоть до самой смерти.
Если пенсионер не является одним из неработающих пенсионеров Москвы, и получает пенсию от другого источника, то его право на получение пенсии может быть ограничено или полностью прекращено, в зависимости от условий и правил выбранного источника пенсионных выплат.
В целях обеспечения достойных условий жизни пенсионерам, город Москва предусматривает доплату неработающим пенсионерам к пенсии. Доплата выплачивается ежемесячно и является постоянной, до тех пор, пока пенсионер удовлетворяет условиям, установленным Московской мэрией и пенсионной системой.
Возраст пенсионера | Продолжительность получения пенсии в рамках стандартной пенсионной программы | Продолжительность получения доплаты неработающим пенсионерам Москвы |
---|---|---|
Мужчины: 60-64 лет | До достижения 70 лет | До достижения 70 лет |
Женщины: 55-59 лет | До достижения 65 лет | До достижения 65 лет |
Мужчины: 65-69 лет | До достижения 70 лет | Пожизненно |
Женщины: 60-64 лет | До достижения 65 лет | Пожизненно |
Мужчины: 70 лет и старше | Пожизненно | Пожизненно |
Женщины: 65 лет и старше | Пожизненно | Пожизненно |
Таким образом, продолжительность получения пенсии зависит от возраста пенсионера и специфических условий, установленных пенсионной системой и Московской мэрией.
Факторы, влияющие на прожиточный минимум пенсионера
Демографический фактор: Состав населения и его возрастной состав оказывают влияние на уровень прожиточного минимума пенсионера. С увеличением числа пенсионеров и старения населения, необходимые средства для обеспечения их жизнедеятельности также увеличиваются.
Экономический фактор: Экономическое положение страны и уровень жизни населения влияют на прожиточный минимум пенсионера. В случае экономического кризиса или роста инфляции снижается покупательная способность пенсии, что делает труднее покрыть все необходимые расходы на проживание.
Социальный фактор: Социальные условия и степень социальной защищенности пенсионеров влияют на прожиточный минимум. Наличие доступной и качественной медицинской помощи, возможность получения льгот и компенсаций, а также доступность социальной инфраструктуры оказывают влияние на уровень жизни пенсионеров.
Региональный фактор: Прожиточный минимум пенсионера может различаться в зависимости от региона проживания. Стоимость жизни, условия предоставления социальных услуг и уровень зарплат и пенсий могут существенно отличаться в разных городах или регионах.
Законодательный фактор: Государственная политика и законодательство также оказывают влияние на прожиточный минимум пенсионера. Уровень пенсий, порядок индексации и назначения пенсий, а также наличие дополнительных льгот определяются законодательством и могут влиять на финансовое положение пенсионеров.
Индивидуальные факторы: Индивидуальные особенности каждого пенсионера, такие как состояние здоровья, семейное положение, наличие источников дополнительного дохода, также могут оказывать влияние на прожиточный минимум. Некоторые пенсионеры могут иметь больше возможностей для сэкономить или получить дополнительные доходы, в то время как другим это может быть недоступно.
Все эти факторы в совокупности влияют на уровень прожиточного минимума пенсионера и определяют, насколько комфортно и достойно он может вести свою жизнь в пожилом возрасте.
Социальные программы и меры поддержки играют важную роль в определении прожиточного минимума пенсионера в Москве на 2024 год. Они направлены на улучшение жизни пожилых людей и обеспечение им достойного уровня жизни.
Одной из ключевых программ является программа дополнительного социального обслуживания пенсионеров. В рамках этой программы предоставляются различные услуги, включая бесплатное питание, лекарства, транспортные услуги и другие социальные мероприятия. Благодаря этой программе пенсионеры могут сэкономить значительную часть своего дохода, что непосредственно влияет на прожиточный минимум.
Еще одной важной программой является программа дополнительной социальной поддержки пенсионеров. В рамках этой программы предусмотрено различные выплаты, компенсирующие недостаток дохода пенсионеров. Такие выплаты помогают пожилым людям преодолеть финансовые трудности и поддерживать достойный уровень жизни.
Важной ролью в определении прожиточного минимума пенсионера также играют индексации пенсий. Регулярный рост пенсионных выплат позволяет пенсионерам справляться с инфляционными процессами и сохранять свою покупательскую способность. Благодаря индексации пенсий прожиточный минимум пенсионера стабильно увеличивается со временем.
Не менее важным фактором является доступность медицинских услуг для пенсионеров. Государственные программы оказания медицинской помощи бесплатно или по льготным ставкам позволяют пожилым людям получать необходимые медицинские услуги без дополнительных финансовых затрат. Это способствует улучшению здоровья пенсионеров и повышению их жизненного уровня.
Программа | Описание |
---|---|
Программа дополнительного социального обслуживания пенсионеров | Предоставление различных услуг, включая бесплатное питание, лекарства, транспортные услуги и другие социальные мероприятия |
Программа дополнительной социальной поддержки пенсионеров | Предоставление компенсаций и выплат, помогающих пенсионерам преодолеть финансовые трудности |
Индексация пенсий | Регулярный рост пенсионных выплат для справления с инфляционными процессами и сохранения покупательской способности |
Доступность медицинских услуг | Государственные программы оказания медицинской помощи бесплатно или по льготным ставкам для улучшения здоровья пенсионеров |
Актуальная информация о минимальном прожиточном минимуме в Москве
В настоящее время минимальный прожиточный минимум в Москве составляет определенную сумму денежных средств. Данная сумма пересматривается каждый год и зависит от инфляции, уровня жизни и других факторов. Актуальная информация о МПМ публикуется правительством Москвы и доступна всем желающим.
Для определения размера МПМ учитываются расходы на питание, одежду, жилищно-коммунальные услуги, медицинское обслуживание, образование, транспорт и другие необходимые потребности. В расчетах также учитываются особые потребности граждан, например, детей, инвалидов и пенсионеров.
Имея актуальную информацию о размере МПМ в Москве, граждане могут ориентироваться на этот показатель при планировании своего бюджета и расчете доходов, а также при получении социальной поддержки. Правильное учет МПМ поможет гражданам обеспечить достойные условия жизни и улучшить свою экономическую ситуацию.
Сравнение прожиточного минимума для пенсионеров в Москве с другими регионами
Москва является одним из самых дорогих регионов в стране, и, соответственно, прожиточный минимум для пенсионеров в Москве также выше, чем в большинстве других регионов.
Согласно последним данным, в 2024 году прожиточный минимум для пенсионеров в Москве составляет X рублей в месяц. Эта сумма включает расходы на питание, одежду, услуги связи, медицинское обслуживание и другие необходимые нужды.
В сравнении с другими регионами России, прожиточный минимум для пенсионеров в Москве значительно превышает среднероссийский уровень. В некоторых регионах прожиточный минимум для пенсионеров может быть значительно ниже, что создает сложности для местных пенсионеров.
Например, в Московской области прожиточный минимум для пенсионеров составляет Y рублей в месяц, что значительно ниже, чем в Москве. В других регионах, таких как Средняя Волга, Урал, Сибирь и Дальний Восток, прожиточный минимум для пенсионеров также ниже, чем в Москве.
Разница в прожиточном минимуме для пенсионеров в различных регионах страны может создавать неравенство и обусловливать разные условия жизни. В связи с этим, важно учитывать все эти факторы при проведении социальных программ и мер поддержки для пенсионеров в разных регионах России.
Прогнозы на будущее: изменения прожиточного минимума пенсионеров в Москве
Каждый год минимальные расходы на проживание пенсионеров в Москве пересматриваются и корректируются в зависимости от изменения экономической ситуации и цен на товары и услуги.
Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие годы прожиточный минимум пенсионеров в Москве продолжит увеличиваться. Это связано с ростом цен на продукты питания, жилищно-коммунальные услуги, медицинские услуги и прочие необходимые потребности.
Основной фактор, влияющий на изменение прожиточного минимума, — инфляция. Рост цен на товары и услуги приводит к увеличению стоимости жизни и, соответственно, к повышению прожиточного минимума.
Предполагается, что в ближайшие годы прожиточный минимум пенсионеров в Москве будет расти примерно на 5-7% ежегодно. Это означает, что с каждым годом пенсионерам будет необходимо больше средств для обеспечения своих основных потребностей.
Учитывая рост прожиточного минимума, государство должно предпринимать меры для обеспечения достойной жизни пенсионеров. Это может включать увеличение размеров пенсий, предоставление дополнительных льгот и субсидий, а также развитие системы социальной поддержки.
В целом, прогнозы на будущее указывают на то, что прожиточный минимум пенсионеров в Москве будет продолжать расти. Это представляет вызов для общества и государства в целом, требуя разработки и внедрения эффективных механизмов социальной поддержки и обеспечения достойной жизни пожилых людей.
Факторы, влияющие на прожиточный минимум для пенсионеров
- Инфляция
- Стоимость жилья
- Затраты на питание
- Медицинские расходы
- Уровень социальных льгот
Уровень инфляции оказывает существенное влияние на прожиточный минимум для пенсионеров. Рост цен на товары и услуги приводит к увеличению расходов на бытовые нужды, а следовательно, к повышению прожиточного минимума.
Высокая стоимость аренды или ежемесячного платежа по ипотеке является значительным фактором, влияющим на прожиточный минимум для пенсионеров. Высокие расходы на жилье ограничивают возможности по приобретению других необходимых товаров и услуг.
Стоимость продуктов питания также играет важную роль в определении прожиточного минимума для пенсионеров. Высокая цена на продукты может значительно увеличить расходы на питание и повлиять на возможности покрытия других потребностей.
Одно из главных преимуществ пенсионеров – бесплатное медицинское обслуживание. Тем не менее, дополнительные медицинские расходы могут оказаться существенной финансовой нагрузкой для пенсионеров и влиять на определение прожиточного минимума.
Уровень социальных льгот, предоставляемых пенсионерам, также влияет на прожиточный минимум. Наличие льготных тарифов на коммунальные услуги, проезд и другие скидки может значительно снизить расходы пенсионеров и повысить уровень их жизни.
Все эти факторы взаимосвязаны и влияют на прожиточный минимум для пенсионеров. Установление адекватного уровня прожиточного минимума является задачей государства, направленной на обеспечение достойной жизни пенсионеров и их социального благополучия.