Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем ведомственная охрана отличается от вневедомственной». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вневедомственная охрана состоит из военизированных подразделений. Их основной задачей является возмездная защита транспортируемого имущества или стационарных объектов, которые могут принадлежать частным лицам, компаниям или государственным организациям.

Задачи и обязанности ВО

Круг задач, решением которых занимаются сотрудники вневедомственной охраны, регламентирован федеральным законом № 226, принятым в 2016 году. В него входят:

— охрана на основе договора объектов, принадлежащих физлицам и юрлицам;

— соблюдение пропускного режима;

— обеспечение безопасности коммуникаций, важных грузов, ВГО, определенных перечнем, который утвержден председателем правительства России;

— проведение работ, мероприятий, оказание услуг по обеспечению сохранности вверенных объектов и имущества в рамках единой технической политики;

— повышение эффективности мер, касающихся защиты имущества, принадлежащего частным лицам, индивидуальным предпринимателям и организациям;

— оперативное реагирование на тревожные сигналы, которые поступают на охранные пульты центральных пунктов наблюдения.

Это то, чем в первую очередь занимаются сотрудники отделов вневедомственной охраны. По решению Главного управления МВД они могут выполнять и другие функции:

— обеспечивать безопасность должностных лиц и рядовых граждан;

— охранять общественный порядок, пресекать правонарушения;

— контролировать соблюдение режимов чрезвычайного или военного положения, введенного на территории РФ/отдельных субъектов федерации;

— противодействовать терроризму, участвовать по распоряжению президента России в контртеррористических операциях.

Общее руководство ОВО осуществляет Главное управление Росгвардии. Отделы вневедомственной охраны могут сотрудничать с полицейскими службами, ФСБ и иными государственными структурами. Совместная работа проходит в рамках межведомственного взаимодействия, при этом сотрудники ВО подчиняются только своим начальникам.

Ведомственная служба может использовать разнообразные средства для защиты объектов. К примеру, служебных животных, средства экстренной остановки транспорта, стрелковое оружие, дополнительные средства для поимки преступников. Некоторые члены отрядов могут являться юридическими лицами. Впрочем, они продолжают подчиняться министерствам и профильным организациям.

Вневедомственная служба, в свою очередь, подчиняется Росгвардии. Его сотрудники не являются работниками охраняемого объекта и не подчиняются другим ведомствам. Услуги в этом случае оказываются на основании договора. Оружие и средства защиты, используемые данным видом охраны, зависят от уровня квалификации работников и требований предприятия. Они имеют право использовать не только отечественное, но и импортное оружие.

Разница между вневедомственной и ведомственной охраной

Стоит в первую очередь отметить, что данные охранные структуры являются подразделениями полиции и имеют разные права и обязанности.

Ведомственная охрана осуществляет вооруженную охрану каких-либо объектов, грузов, транспортных средств, находящихся в подчинении конкретного ведомства. Вневедомственная охрана, ставшая с 2016 года подразделением Росгвардии, обладает расширенными полномочиям. Сотрудники данной структуры предоставляют охранные услуги по обеспечению безопасности и неприкосновенности различных форм собственности, в том числе квартир и частных домов.

Фактически, сравнение ведомственной и вневедомственной охраны не имеет смысла, поскольку их деятельности почти не пересекается. Правильнее сравнивать такие охранные структуры с деятельностью частных охранных предприятий.

Услуги вневедомственной охраны для бизнеса и частных лиц

Если преступные действия были совершены над человеком недалеко от представителей Росгвардии, их можно попросить о помощи. В зависимости от оснований и возможности причастные будут задержаны и доставлены в полицейский участок. Набрав номер 112, вызвать сотрудников конкретно Росгвардии нельзя. Человека соединят с полицией, где и будет приниматься решение о том, какое подразделение к нему приедет.

После этого на вызов отправится работник, которому необходимо выяснить обстоятельства произошедшего. Во время ДТП выезжают представители ГИБДД, а при конфликте с соседями – участковый. Однако, бывают случаи, когда одновременно случилось несколько ДТП, или соседи устраивают скандалы каждый день. В таких ситуациях выезжать на места будут в порядке очереди. При выяснении обстоятельств расставят приоритеты: первыми всегда считаются ситуации, в которых существует угроза жизни человека.

Деятельность вневедомственной охраны построена иначе. Через номер 112 её не вызвать, на случайные бытовые конфликты не отправить. Связаться с сотрудниками могут только граждане или организации, с которыми у отдела заключён договор на охрану. Это избавляет от очередей, и работники очень быстро оказываются на месте преступления.

Читайте также:  Какие документы нужны для молодой семьи 2024 оформления на выплату

Определение и краткая история

Предшественники отделов ВО — сторожевые отряды милиции Советского Союза, организованные в октябре 1952 года для несения службы по охране государственных предприятий. После распада СССР в 1991 году они были переподчинены МВД РФ. В 2005 году произошла реорганизация, в результате которой на базе сторожевых отрядов было создано ФГУП «Охрана». Эта структура входила в состав милиции, а затем — полиции России.

В 2016 году ФГУП «Охрана» преобразовали в отделы ВО и включили в состав национальной гвардии РФ.

Основные отличия разных типов охраны можно представить в виде таблицы

Ведомственная Вневедомственная
Подчиняется своим профильным ведомствам. Является профильным отделом своего ведомства Подразделение Росгвардии
Очень широкие полномочия. Может обеспечивать безопасность любых юрлиц и государственных органов, которые подконтрольны соответствующему министерству Охраняет частные и коммерческие объекты
Имеет право производить досмотры, задержания, составлять протокол, транспортировать задержанного Имеет право только задержать человека, чтобы немедленно передать его полиции
В оснащении – богатый набор боевого вооружения, специальные средства нелетального действия, наручники, заграждения для автотранспорта В оснащении – нарезное оружие, нелетальные спецсредства
Осуществляет свою деятельность в составе штата ведомства Предоставляет услуги на основании заключенного договора

Полномочия сотрудников подразделений вневедомственной охраны

При выполнении служебных обязанностей работники ОВО пользуются правами, которые частично схожи с полномочиями полицейских. Охранники могут:

— Проверять документы, удостоверяющие личность, если для этого имеются основания. Например, сотрудник подозревает, что гражданин совершил правонарушение или похож на преступника, который находится в розыске. В отличие от полицейского, охранник не может проводить проверку «для порядка».

— Осматривать территорию охраняемых объектов — местность, здания, сооружения. Сотрудники вневедомственной охраны имеют право проводить осмотр в любое время суток.

— Задерживать нарушителей, которые проникли на объект, находящийся под охраной, и доставлять их в полицейский отдел.

— Досматривать личные вещи, если это определено должностной инструкцией.

При участии в операциях по пресечению террористической деятельности, обеспечении режимов чрезвычайного или военного положения эти полномочия могут быть расширены. Однако права полиции все равно отличаются от тех, что предоставлены работникам вневедомственной охраны. Так, последние не имеют права задержать человека даже на несколько часов — они обязаны передать его сотрудникам ОВД.

Форма одежды работников службы такая же, как у сотрудников полиции. Она отличается шевронами и нашивками с указанием ведомственной принадлежности. Охранники снабжены стрелковым оружием и имеют при себе служебное удостоверение.

Вневедомственная охрана

Вневедомственная охрана представляет собой подразделение Росгвардии. Ее работники не могут являться сотрудниками тех организаций и предприятий, которые они охраняют. Организация такого типа оказывает услуги по обеспечению безопасности после заключения соответствующего договора. Оплата осуществляется согласно фиксированному прайсу. Сотрудники могут охранять:

  • квартиры;
  • места, где хранится личное имущество граждан;
  • склады, в том числе те, в которых хранятся оружие, наркотические или особо опасные вещества;
  • здания, в которых работают органы государственной власти;
  • учреждения, относящиеся к кредитно-финансовой системе;
  • аэропорты;
  • объекты, имеющие культурную ценность;
  • места добычи и обработки драгоценных металлов и камней;
  • объекты, имеющие особую важность для жизнеобеспечения городов.

Оружие и специальные средства

В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О ведомственной охране» работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия. Виды, типы и модели служебного огнестрельного оружия, патронов к нему, а также нормы обеспечения ими работников ведомственной охраны определяются Правительством Российской Федерации. Оборот служебного огнестрельного оружия, боевого ручного стрелкового оружия, патронов и боеприпасов к нему осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оружии. При этом в силу статьи 1 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» под оборотом оружия понимается, в том числе, и его передача, приобретение, учёт, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие и уничтожение. На основании статей 4 и 12 Федерального закона «Об оружии» ведомственные охраны, созданные в виде юридических лиц, а также государственные учреждения Росрезерва, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами, которые могут получать в органах внутренних дел боевое ручное стрелковое оружие для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране особо важных объектов, а также при транспортировании особо опасных грузов, оружия, боеприпасов и др.

Охраняемые объекты — здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие защите от противоправных посягательств.

  • Государственная ведомственная охрана федеральных государственных органов осуществляет защиту:
    • охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и (или) находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов;
    • охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных государственных органов, в соответствии с заключенными договорами.
  • Государственная ведомственная охрана Госкорпорации «Росатом» осуществляет защиту объектов:
    • являющихся собственностью Госкорпорации «Росатом» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
    • являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних обществ) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
    • являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за подведомственными Госкорпорации «Росатом» федеральными государственными унитарными предприятиями;
  • Ведомственная охрана Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет защиту объектов:
    • являющихся собственностью Госкорпорации «Роскосмос» (в том числе закрепленных за её учреждениями на праве оперативного управления);
    • являющихся собственностью акционерных обществ (их дочерних хозяйственных обществ) Госкорпорации «Роскосмос»;
    • являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, в отношении которых Госкорпорации «Роскосмос» осуществляет от имени Российской Федерации права собственника имущества (функции учредителя);
  • Негосударственная ведомственная охрана Госкорпорации «Ростех» осуществляет защиту объектов:
    • являющихся собственностью Госкорпорации «Ростех»;
    • являющихся федеральной собственностью и закрепленных на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, в отношении которых Госкорпорация «Ростех» осуществляет права собственника имущества;
    • являющихся собственностью организаций Госкорпорации «Ростех».
  • Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Газпром» (организации — собственника Единой системы газоснабжения) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанной организации и (или) её дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
  • Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Транснефть» (осуществляющего управление системой магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, принадлежащих ему и (или) акционерным обществам, более 50 процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) которых находится в собственности этого стратегического акционерного общества или его дочерних обществ) осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанным организациям, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
  • Негосударственная ведомственная охрана ПАО «Роснефть» (ведущего деятельность по добыче и переработке углеводородного сырья), осуществляет защиту объектов топливно-энергетического комплекса, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и (или) его дочерним обществам, и продукции, поставляемой по государственному контракту.
  • Негосударственная ведомственная охрана АК «АЛРОСА» (ПАО) (ведущего деятельность по добыче природных алмазов), осуществляет защиту объектов алмазодобывающей промышленности, принадлежащих на праве собственности указанному стратегическому акционерному обществу и его дочерним обществам.
Читайте также:  Памятники для военных пенсионеров

Отличия сфер деятельности МВД и Росгвардии

После выделения из состава МВД подразделений выраженной силовой направленности (СОБР, ОМОН, ВВ), большая часть функций полиции свелась к следственно-аналитическим действиям, предотвращениям и расследованиям уже совершённых преступлений. В то же время, за полицейскими подразделениями сохраняются функции по борьбе с экстремизмом и поддержанию общественного порядка. Но, с выведением из состава МВД сил быстрого реагирования, эти функции также в значительной степени сводятся к сбору и анализу информации, арестам предполагаемых преступников.

В то же время, значительным отличием является то, что в сферу задач структур Росгвардии не входят розыскная деятельность, направленная на раскрытие уже совершённых преступлений. Следственные функции, после выделения ВНГ, полностью остались в ведении МВД, как и штат специалистов соответствующих управлений и департаментов. Привлекаться к следственно-розыскным действиям росгвардейцы могут лишь для обеспечения безопасности оперативных работников и следователей МВД, прокуратуры, СК РФ, в качестве силового фактора на случай оказания подозреваемыми физического сопротивления.

Сотрудники нацгвардии не имеют также никакого отношения к обеспечению безопасности движения на дорогах общего пользования. Останавливать автотранспорт, проверять документы у водителей и пассажиров они могут только при определённых условиях:

  • У нацгвардейцев имеются обоснованные подозрения, что в автомобиле перевозится запрещённый груз – оружие, боеприпасы, наркотики.
  • В машине находятся лица, совершившие преступление или правонарушение.
  • Для освобождения незаконно удерживаемых лиц, перевозимых в данном автомобиле.
  • При пресечении попытки проезда на охраняемый Росгвардией объект, или за оцепленный периметр.

Также останавливать транспортные средства нацгвардейцы могут, оказывая содействие сотрудникам дорожной инспекции, когда водитель проигнорировал приказание остановиться, и пытается скрыться.

Определение и краткая история

Вневедомственная охрана состоит из военизированных подразделений. Их основной задачей является возмездная защита транспортируемого имущества или стационарных объектов, которые могут принадлежать частным лицам, компаниям или государственным организациям.

Предшественники отделов ВО — сторожевые отряды милиции Советского Союза, организованные в октябре 1952 года для несения службы по охране государственных предприятий. После распада СССР в 1991 году они были переподчинены МВД РФ. В 2005 году произошла реорганизация, в результате которой на базе сторожевых отрядов было создано ФГУП «Охрана». Эта структура входила в состав милиции, а затем — полиции России.

Читайте также:  Детские пособия в ханты-мансийске и ханты-мансийском АО

В 2016 году ФГУП «Охрана» преобразовали в отделы ВО и включили в состав национальной гвардии РФ.

Какие служебные полномочия предоставляются сотрудникам ОВО

В общем виде полномочия сотрудников УВО и ОВО Росгвардии схожи с правами, предоставляемыми всем служащим ВНГ вышеупомянутым 226-м Законом о Войсках национальной гвардии. Однако существуют и специфические права сотрудников ВО ВНГ, прописанные в отдельных внутренних документах службы (в частности, в Приказе Федеральной службы ВНГ РФ № 35 от 06.02.2019 г.).

Исходя из вышеперечисленных документов, служащие ВО Росгвардии имеют следующие права.

  • Общие:
    • пресекать административные правонарушения/уголовные преступления везде, где они являются свидетелями подобных противоправных действий;
    • требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
    • проверять их документы и доставлять подозреваемых лиц в ближайшие ОВД МВД, если имеются основания полагать, что эти люди причастны к совершенным преступлениям;
    • вскрывать любой автотранспорт для предотвращения преступлений/террористических актов и т. д.
  • Полномочия, которыми наделены исключительно сотрудники ВО ВНГ:
    • требовать соблюдения пропускного/внутриобъектного режимов на ОО, охраняемых ВО Росгвардии, проверять документы, а также досматривать личные вещи и транспорт граждан, прибывающих на эти объекты;
    • в любое время суток беспрепятственно входить на ОО, осматривать их для пресечения преступлений и/или задержания лиц, проникших на них с преступными целями;
    • в случае совершения проникновения на ОО посторонних лиц задерживать их (в том числе и с применением табельного оружия). Если это не удалось — документировать обстоятельства случившегося и принимать все меры для сохранности следов преступления до прибытия на место наряда полиции.

Отличия ЧОПа от ВОХР и ОВО

Подытоживая вышеизложенное, стоит заметить, что перечень услуг ведомственной и вневедомственной охраны жестко регламентирован. ВОХР вообще не имеет смысла рассматривать как участника конкурентного рынка ввиду специфики функционирования. Вневедомственная охрана предлагает услуги коммерческому и частному сектору. Но они часто являются пакетными. И не практикуется подключение дополнительных опций или отключение неактуальных для конкретного клиента.

ЧОП же ориентируется на потребности заказчиков. Перечень услуг такой частной охранной компании отвечает имеющемуся спросу. В отличие от вневедомственной охраны, ЧОП может, например, предоставить заказчику телохранителя, провести частное детективное расследование (в правовом поле, разумеется), разработать стратегию, тактику и реализовать проект возврата задолженности, обеспечить юридическую поддержку при рейдерской атаке на бизнес и др. Расценки при этом будут индивидуальными. Каждый клиент частного охранного предприятия или организации может рассчитывать на максимально выгодные условия сотрудничества и платить только за действительно необходимые охранные опции.

Вневедомственная охрана: задачи, функции и правовое положение

Подразделения вневедомственной охраны полиции занимают особое место в охране объектов собственности, они решают задачи по повышению защищенности имущественных интересов граждан и юридических лиц, профилактике правонарушений и преступлений в области охраны собственности. Подразделения вневедомственной охраны полиции обеспечивают охрану общественного порядка и безопасности.

Для реализации такого направления деятельности полиции, как охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе, обозначенного в Федеральном законе «О полиции», создаются и функционируют подразделения вневедомственной охраны полиции.

Подразделения вневедомственной охраны при ОВД впервые были созданы в 1952 г. Основанием для их создания послужили необходимость совершенствования системы охраны собственности и сокращение расходов на охранные мероприятия. За 60 лет своего существования подразделениями вневедомственной охраны при ОВД накоплен богатый опыт практической и научной деятельности, а также сформирован широкий материально-технический потенциал.

В 2005 г. был создан Департамент государственной защиты имущества МВД России (реорганизованный впоследствии в Главное управление вневедомственной охраны) и образовано специализированное федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» (ФГУП «Охрана» МВД России), подведомственное МВД России. ФГУП «Охрана» образовано на базе военизированных и сторожевых подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации и подразделений вневедомственной охраны при ОВД Российской Федерации.

В настоящее время на федеральном уровне управление вневедомственной охраной полиции осуществляет Главное управление вневедомственной охраны МВД России (далее — ГУВО МВД России). ГУВО МВД России осуществляет функции головного подразделения МВД России в области охраны имущества и объектов на договорной основе. Также ГУВО МВД России осуществляет организационно-методическое обеспечение деятельности федерального государственного учреждения «Научно-исследовательский центр «Охрана» МВД России, федерального государственного учреждения «Центр сертификации аппаратуры охранной и пожарной сигнализации» МВД России, Центра специального назначения вневедомственной охраны МВД России, а также ФГУП «Охрана», подведомственного МВД России.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *