Кака часто организации проверяются госпожнадзором. Порядок проведения гпн проверок по пожарной безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кака часто организации проверяются госпожнадзором. Порядок проведения гпн проверок по пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В России проведением проверок соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности, а также принятием мер в отношении различных субъектов по результатам этих проверок занимается Федеральный Государственный пожарный надзор (ГПН).

Ваши права при проведении проверки пожарным инспектором

При проведении в отношении Вас проверки имеете право:

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам, связанным с проверкой;
  • получать от проверяющих лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки информацию о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями проверяющих лиц;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) проверяющих лиц, у вышестоящих должностных лиц и (или) в суде;
  • на возмещение вреда, причиненного проверяющими лицами при проверке.

Обязанности инспектора при проверке пожарной безопасности

Проверяющий, при проверке обязан:

  1. предупреждать появление нарушений;
  2. выявлять нарушения;
  3. принимать меры по недопущению нарушений, то есть наказывать;
  4. соблюдать законы;
  5. не нарушать прав проверяемого;
  6. проводить проверку по распоряжению;
  7. проводить проверку в рабочее время (с понедельника по четверг с 9.00-18.00, а в пятницу с 9.00 – 16.45);
  8. перед проверкой предъявлять служебное удостоверение и копию распоряжения;
  9. не мешать Вам, присутствовать при проведении проверки;
  10. давать пояснения по вопросам пожарной безопасности;
  11. предоставлять Вам, информацию и документы по проверке;
  12. знакомить Вас с результатами проверки;
  13. учитывать тяжесть и опасность нарушений при определении мер наказания;
  14. доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании;
  15. соблюдать сроки проведения проверки;
  16. не требовать документы и сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  17. перед началом проведения проверки по просьбе проверяемого лица, ознакомить с положениями Административного регламента.

Как видите обязанностей у инспектора намного больше, чем у Вас и каждое отклонение от исполнения этих обязанностей является нарушением порядка проведения проверки, которое может быть обжаловано.

За что предусмотрена административная ответственность

Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:

  • 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
  • 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
  • частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
  • частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
  • 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
  • 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
  • 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
  • частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
  • частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
  • 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
  • 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
  • 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
  • частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.

Сроки и периодичность проведения проверки

Конкретные сроки проведения проверок (на предмет соблюдения организациями и ИП требований пожарной безопасности) прописаны в разделе 8 упомянутых выше Методических рекомендаций.

Читайте также:  Оформление задатка при покупке квартиры у нотариуса

Так, в соответствии с данным нормативным документом общая продолжительность этого процесса не может превышать 20 рабочих дней. При этом в отношении малых предприятий проверка должна длиться не более 50 часов, а микропердприятий – до 15 часов в год.

ВНИМАНИЕ. В отдельных ситуациях, когда требуется проведение сложных исследований и экспертиз, срок проверки может быть продлен еще на 20 дней. Соответствующее распоряжение должен издать начальник органа ГПН.

Периодичность осуществления надзора в области соблюдения норм пожарной безопасности зависит от категории риска, под которую попадает конкретный объект. Тут встречаются следующие варианты (п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.04.2012 года № 290):

  • один раз год (для организаций из категории чрезвычайного риска),
  • один раз в 2 года (высокий риск),
  • один в течение 3 лет (значительный риск),
  • один раз в 5 лет (средний риск),
  • один раз в течение 6 лет (умеренный риск).

В отношении организаций, которым присвоена категория низкого риска, проверка соблюдения требований пожарной безопасности не производится.

Проверки пожарной безопасности

Предметом пожарной проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на территориях, в зданиях и сооружениях, используемых (эксплуатируемых) организациями в процессе осуществления своей деятельности.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодно составляемыми графиками пожарных проверок. Ежегодные планы проверок до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок, размещаются на официальном сайте МЧС России.

Срок проведения каждой плановой и внеплановой проверки МЧС не может превышать двадцати рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения длительных экспертиз, срок может быть продлен распоряжением начальника органа ГПН, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Административная процедура проверки соблюдения требований пожарной безопасности проводится только в форме выездной проверки.

Продолжительность пожарных проверок

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о защите прав предпринимателей проверка не может длиться более 20 рабочих дней, при этом Правительство РФ вправе устанавливать сокращенный срок контрольных мероприятий в зависимости от определенных категорий риска или класса (категории) опасности хозяйственной деятельности или объекта защиты.

В отношении каждого субъекта малого предпринимательства, отнесенного к таковому в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ, суммарная продолжительность пожарной проверки не может составлять более 50 часов в год — для малого предприятия (до 100 человек), более 15 часов в год — для микропредприятия (до 15 человек). Если в процессе контрольных мероприятий возникнет необходимость в межведомственном взаимодействии, пожарная проверка субъектов малого предпринимательства может быть приостановлена руководителем ГПН (его заместителем) на требуемый для уведомления срок, но максимально — на 10 рабочих дней и только однократно. В период приостановления пожарной проверки должны быть прекращены все действия надзорного органа на всех объектах защиты.

Однако сроки осуществления контрольных мероприятий могут быть продлены, но только в исключительных случаях. К таковым отнесена необходимость в сложных и/или длительных исследованиях (испытаниях, специальных экспертизах, расследованиях) на основании мотивированных предложений. Тогда пожарная выездная плановая проверка может быть продлена на дополнительный период не более 20 рабочих дней, для малых предприятий — не более 50 часов, для микропредприятий — максимально на 15 часов.

Если компания имеет несколько филиалов (автономных структурных подразделений, представительств) в различных субъектах РФ, то максимальная суммарная продолжительность всех пожарных выездных плановых проверок лимитируется 60 рабочими днями.

Государственный пожарный надзор – это структура, которая в установленном законодательством РФ порядке осуществляет деятельность по проверке соблюдения организациями требований ПБ и принятия соответствующих мер по ее результатам. Главная задача ГПС заключается в соединении всех видов контроля в единую концепцию комплексного обеспечения безопасности и защиты от рисков любого рода на объектах, а также прилегающих к ним территориях. Ежегодно сотрудники ведомства проверяют состояние почти 2 миллионов подконтрольных организаций, число которых постоянно растет.

Еще одно направление деятельности ГПН – формирование устойчивой, эффективной правоприменительной практики, касающейся внедрения профилактических механизмов. Результативность госнадзора оценивается в эквиваленте спасенных жизней и не допущенного материального ущерба. Согласно действующему законодательству, органы контроля в рамках своих компетенций проводят инспекции организаций, ведут дознание по делам о пожарах, выдают предписания, прочее.

На заметку! ГПС представляет собой систему предупреждения пожаров и принятия мер по защите населения от них.

Деятельность надзорно-контрольных органов регламентируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ. Тем не менее в 2022 году Правительство вынесло новое постановление, в котором были анонсированы изменения проверок со стороны ГПС.

Читайте также:  Сколько раз дается материнский капитал и на каких детей по счету в Беларуси

Чек-лист пожарной проверки: на что вы имеете право

Как представитель организации, вы можете ознакомиться с распоряжением о проверке и присутствовать при ней.

Если были выявлены нарушения, об этом будет составлен акт. Вы имеете право внести в документ свои замечания о ходе проверки или отказаться его подписывать. В случае отказа ваш экземпляр пришлют почтой с уведомлением. Его можно обжаловать в течение десяти дней с момента получения.

Мы подготовили также чек-листы проверки организации налоговыми инспекторами и сотрудниками Роспотребнадзора. Прочтите, сохраните, но лучше пусть не пригодятся!

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Подготовка к проверке по пожарной безопасности начинается с пересмотра предписаний по предыдущему контролю. Чаще всего инспекторы выявляют нарушения:

  1. Неисправность сигнализации и системы оповещения. Отсутствие договора на их обслуживание.
  2. Размещение производственных мощностей в помещениях, предназначенных для хознужд.
  3. Отделку путей эвакуации горючими материалами.
  4. Загромождение путей эвакуации и лестничных пролетов.
  5. Отсутствие огнезащитного покрытия несущих конструкций и кровли.
  6. Игнорирование плановых испытаний пожарных лестниц.
  7. Незаконную перепланировку здания.
  8. Отсутствие установленных мест для курения.
  9. Открытые приборы освещения.
  10. Отсутствие подъезда и проезда для автомобилей МЧС.
  11. Неисправность и некомплект системы внутреннего водопровода.
  12. Отсутствие или неправильное ведение документации по пожарной безопасности на предприятии.
  13. Отсутствие специального образования у лица, отвечающего за пожарную безопасность.

Какие документы запросит инспектор?

Кроме учредительных документов инспектор, пришедший на предприятие с плановым контролем, должен запросить:

  • приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность;
  • инструкции о мерах безопасности и действиях во время пожара;
  • приказ об отведении мест для курения;
  • акты об обработке огнезащитным составом несущих конструкций и деревянных элементов здания;
  • копии документов, подтверждающих прохождение обучения ответственного за ПБ по программе «Противопожарный минимум»;
  • копии документов об обучении сотрудников охраны;
  • журнал противопожарного инструктажа по всему предприятию;
  • проектную документацию на систему сигнализации и дымоотведения;
  • договор на техобслуживание сигнализации;
  • журнал о проведении регламентных работ для каждого вида оборудования;
  • журнал учета огнетушителей;
  • акт проверки внутреннего водопровода;
  • акт проверки огнезащитной обработки;
  • договор на обслуживание системы вентиляции;
  • акты проверки состояния кровли и заграждений на крыше;
  • журналы отработки планов эвакуации;
  • акт о замерах сопротивления изоляции электропроводов;
  • документы, подтверждающие установку категорий пожарной безопасности складских и производственных помещений.

Что проверяют инспекторы во время проверок пожарной безопасности

При плановых пожарных проверках стандартно проверяют территорию, зданий и помещения на соответствие требованиям пожарной безопасности, системы сигнализации и оповещения, документы.

Требования:

1. Территория снаружи должна быть чистой, без мусора и горючих материалов. Если есть открытый огонь, то проверяют правильность его использования. Также круглый год должен быть доступен забор воды из рабочего источника.

2. Во время проверки зданий инспектор проверяет, как используются чердаки, техэтажи и подвалы, насколько там чисто, не заперты ли выходы. В помещениях должны быть эвакуационные планы, на пути эвакуации ничего не должно мешать.

3. Системы оповещения и пожаротушения должны быть исправны и работать безотказно в случае пожара. На каждом этаже — минимум 2 огнетушителя.

4. В порядке должны быть документы: приказы о назначении ответственных за ПБ, журнал учета проверок, документация на огнетушители с указанием их технического состояния, журналы проверок сигнализации, инструкции по пожарной безопасности и т.д.

Если проверка проводится в отношении какого-то конкретного случая или жалобы, то требования могут ужесточаться.

Порядок проведения проверок

Проверки осуществляются Госпожнадзором в пределах Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Являются выездными, и проводятся на основании распоряжения. Копию руководству предприятия высылают не позже трех рабочих дней.

  1. Проверка полномочий. По приезду сотрудники должны предоставить удостоверение, а также приказ о проверочных мероприятиях. Вас обязательно знакомят с основаниями, объемом мероприятий, сроками и условиями проведения.
  2. Осмотр помещений. Инспекторы проверяют всю документацию, и осуществляют визуальный осмотр территории и всех объектов. Руководство или лицо, уполномоченное предприятием, вправе присутствовать на осмотре и давать объяснения.
  3. Инструктаж. Сотрудники надзорного органа также проводят инструктаж работников.
  4. Результат проверки МЧС. По итогам осмотра составляется акт, и вноситься запись в журнал учета проверок. При его отсутствии, в акте делается соответствующая запись.
  5. Предписание МЧС. Если выявлены нарушения, то выдается предписание. В нем указывается что нарушено, требование об устранении и сроки.
Читайте также:  Считается ли увольнение с работы административным взысканием а да б нет в да по решению суда

Действующим законодательством предусмотрено, что срок проверочных мероприятий не должен быть более двадцати дней. Причем общее количество часов за год для малого предприятия не должно превышать 50, а для микро предприятия 15 часов.

Важно знать, что срок может быть продлен, например, для проведения экспертизы, При этом, не превышая срока самой ревизии.

Плановая проверка пожарной безопасности.

Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом. Он находится в свободном доступе в Интернете. Любое предприятие может посмотреть числиться ли оно в графике на текущий год. Это дает возможность заблаговременно подготовиться к ревизии.

Основанием включения в план является истечение трех лет со дня регистрации организации, начало осуществления деятельности, требующей уведомления надзорных органов, а также окончание срока проведения последней ревизии.

По общим правилам плановая ревизия проводится не больше одного раза в 3 года. Но, определенные организации проверяются чаще, в связи с повышенной пожарной опасностью (например, организации дошкольного образования могут проверяться один раз в год).

Согласно Постановлению № 290 периодичность проверочных мероприятий зависит от присвоенной категории риска:

  • не больше одного раза в 3 года – высокого (например, учреждения образования);
  • один раз в 4 года –значительного (к примеру таможенные терминалы);
  • не чаще одного раза в 7 лет –среднего риска (граничащие с лесами СНТ);
  • не более одного раза в 10 лет –умеренного (объекты до 15 метров высотой)
  • В отношении объектов низкого риска плановые проверки не проводятся вообще.

Важно знать: с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. плановые проверки в отношении субъектов малого бизнеса проводиться не будут. Можно сказать, что установлены «надзорные каникулы».

За что предусмотрена административная ответственность

Отмечу сразу, что речь сейчас пойдет о тех нарушениях, за которые Вас может привлечь инспектор государственного пожарного надзора. Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и другие правонарушения, определяется следующими статьями (частями статей) Административного кодекса Российской Федерации:

  • 8.32 “Нарушение правил пожарной безопасности в лесах”;
  • 11.16 “Нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте”;
  • частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 “Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)”;
  • частью 1 статьи 14.34 “Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках”;
  • 14.43 “Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов”;
  • 14.44 “Недостоверное декларирование соответствия продукции”;
  • 14.45 “Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 14.46 “Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия”;
  • 17.7 “Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении”;
  • частью 1 статьи 19.4 “Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.4.1 “Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля”;
  • частями 12 – 15 статьи 19.5 “Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль”;
  • 19.6 “Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения”;
  • 19.7 “Непредставление сведений (информации)”;
  • 19.20 “Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)”;
  • 20.4 “Нарушение требований пожарной безопасности”;
  • частью 1 статьи 20.25 “Уклонение от исполнения административного наказания”.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *