Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок сноса здания собственником в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Начало подготовки к ликвидации сооружений, будь то промышленные объекты, высотные многоэтажки или хозяйственные постройки малой площади, характеризуется особым вниманием к вопросам оформления демонтажной документации.
Дом на учете: как оформить снос
В том случае, если жилой дом стоит на кадастровом учете, порядок его сноса будет иным.
Первый шаг — это отключение от всех коммуникаций, подведенных к дому. Для этого необходимо пригласить представителя ресурсоснабжающей организации, который зафиксирует факт отключения в акте, говорит Владислав Журавлев. Но это только в том случае, если загородный дом капитальный и подключен к коммуникациям.
Второй шаг — необходимо направить в орган местного самоуправления два уведомления: о начале сноса и его завершении. Это можно сделать через МФЦ либо обратившись напрямую в местные органы власти. При этом прикладывать проект сноса не требуется, добавляет адвокат, руководитель Saunin Law Practice Андрей Саунин.
Третий шаг — собственник снесенного дома должен обратиться в Росреестр для снятия дома с учета. Это необходимо, чтобы не начислялся налог на имущество физических лиц. Но сначала для фиксации факта сноса жилого дома необходимо пригласить кадастрового инженера. Он должен состоять в саморегулируемой организации, которая обязана включиться в реестр СРО при Федеральной службе государственной регистрации, объясняет Владислав Журавлев. После этого акт обследования, составленный кадастровым инженером, подается в Росреестр с решением собственника о сносе без уплаты пошлины. Изменения в реестр будут внесены в течение десяти дней, говорит эксперт.
Как получить разрешение на снос здания?
По законодательству процесс сноса любого сооружения — работа, которая относится к категории строительно-монтажных мероприятий. Это означает, что здесь не обойтись без получения разрешения, как и в случае со строительством нового объекта. За документом, как правило, приходится обращаться в архитектурные бюро и муниципальные органы управления (с учетом существующего регламента инстанций).
Для успешного прохождения процедур требуется сбор необходимых документов, которые бы подтверждали право владения сооружением или решение судебного органа, предписывающего возможность сноса имеющегося объекта. Кроме того, перед выполнением каких-либо действий требуется поставить в известность соседей о временном отключении воды, света и других коммуникаций. При этом стоит убедиться, что близлежащие участи не пострадают в результате выполнения работ по сносу старого здания.
Процедура оформления сноса дома.
Процедура в Москве и Московской области отличается. В Москве подход жестче и требует дополнительного согласования с ОАТИ (Объединение Административно-технических инспекций.
Этапы сноса в Москве:
- Подготовка проекта и решения о сносе здания и подача пакета документов в ОАТИ.
- Выезд кадастрового инженера для обследования объекта и подтверждения сноса здания
- Подача уведомления о планируемом сносе в Мосгосстройнадзор
- Подача уведомления о завершенном сносе в Мосгосстройнадзор
- Подача пакета документов и диска с актом обследования в Росреестр
Этапы сноса в Московской области
- Выезд кадастрового инженера для обследования объекта и подтверждения сноса здания
- Подача уведомления о планируемом сносе в Администрацию района
- Подача уведомления о завершенном сносе в Администрацию района
- Подача пакета документов и диска с актом обследования в Росреестр
Форма уведомления о завершении сноса
Дата: Дата заполнения формы в формате ДД.ММ.ГГ. В первой строке верхнего блока введите наименование органа местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка. Тот, на котором располагался снесенный объект капитального строительства. Если земельный участок находится на межселенной территории, введите наименование органа местного самоуправления муниципального района.
В разделе 1 указываются сведения о физическом или юридическом лице собственника (застройщика) жилого дома. В разделе 2 указываются сведения о земельном участке, на котором расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу.
Нижний блок уведомления о завершении сноса жилого дома заполняется так же как и в уведомлении о сносе, кроме приложений. Здесь их не следует прикладывать.
Законодательство относительно сноса незаконных зданий в столице
До 1920 года не существовало понятия «самострой» в правовом поле. Конечно, на выполнение строительных работ необходимо было оформление разрешения. На практике стройки велись стихийно без учета плана развития города, его загруженности. В марте 1920 года, когда был образован санитарно-строительный комитет столицы, ему были переданы следующие функции:
- Сбор данных о всех постройках на территории города.
- Разработка планов и очередности относительно строительства.
- Общее руководство строительными объединениями Москвы.
- Корректировка и аннулирование всех строительных объектов на территории города.
В ночь с 8 на 9 февраля произошла «ночь длинных ковшей». Ее результатом стал снос почти 100 объектов (палатки, киоски, последние нелегальные гаражи). Повторная масштабная подобная акция произошла в ночь на 29 августа, когда было снесено также около сотни сооружений, но здесь порядка трети было убрано самими владельцами.
В дальнейшем борьба с самостроем не прекратилась и проводится сейчас очень интенсивно как в отношении новых зданий, так и существующих уже много лет. По информации столичных властей, только за 2024 год по официальным данным были снесены следующие объекты:
- склад в округе Домодедово;
- заброшенная стройка «Фермерское хозяйство» в городском округе Серпухов;
- ряд сараев на улице Каляева;
- пристройка к нежилому зданию в округе Пушкинский;
- котлован под фундамент здания у ОАО «345 механический завод».
Как противостоять сносу самовольной постройки?
Если вы являетесь владельцем самовольно возведенной постройки и опасаетесь, что она может быть снесена в административном порядке, то ознакомьтесь с некоторыми способами противостоять такому сценарию.
- Внесение изменений в закон. На примере Москвы были внесены поправки в Земельный кодекс, которые предусматривали признание незаконными самовольно построенных объектов, зарегистрированных до определенного срока. Однако, эти изменения вызвали противоречивые реакции и судебные споры.
- Обращение в административные органы. Граждане имели возможность обратиться в местные органы исполнительной власти с просьбой признать их постройки законными или предоставить им земельные участки для их возведения. Но, как правило, такие запросы были отклонены.
- Судебное признание. Застройщики самовольных построек могли обратиться в суд с целью признания своих владений законными. Однако, как показывают итоги, гражданское законодательство не предоставляло четких норм и параметров для таких дел, что приводило к непредсказуемым результатам.
- Приведение объекта в соответствие с законом. Возможным способом сохранения самовольной постройки являлось приведение ее в соответствие с требованиями закона путем проведения реконструкции или перепланировки.
- Выплата штрафа. В некоторых случаях была предоставлена возможность застройщикам заплатить штраф и сохранить свои постройки.
Необходимо понимать, что каждый случай может иметь свою специфику, поэтому рекомендуется обратиться за консультацией к юристу, специализирующемуся в данной сфере.
Если дом снесен давно, что делать?
Многие дома годами стоят привидениями в кадастре недвижимости, так как собственники не удосужились после сноса их «разрегистрировать». Но вот пришел черед снять недвижимость с учета. Как поступить? Обратимся к законодательству. В вышеуказанном ФЗ 340, пункт 8 указано, что уведомления подавать не нужно, если здание фактически снесено до вступления этого закона в силу, т.е до 4 августа 2018 г. Также есть приказ Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 п. 9 прил. 2 ( о форме и составе Акта обследования), где сказано, что уведомление прикладывается к акту обследования, только при сносе здания после вышеуказанной даты.
Вроде бы отлично получается. Можно указать в решении о сносе, что объект недвижимости демонтирован давно и никакие уведомления никуда не посылать. НО. По факту регистраторы Росреестра требуют уведомление или железобетонные доказательства сноса до вступления ФЗ 340 в силу. В большинстве случаев частные дома сносились без всяких юридических подтверждений. Вот и ответ.
Даже если дом снесен давно и нет никаких доказательств этому — все равно придется подавать уведомления.
Важные изменения в правилах сноса самовольных построек
Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается:
— на информационных стендах или иных источниках информирования в помещениях Комитета;
— на официальном сайте Комитета в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2.15.1. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны соответствовать требованиям пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности и быть оборудованы средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, иными средствами, обеспечивающими безопасность и комфортное пребывание заявителей.
2.15.2. Доступность для инвалидов помещений, в которых предоставляется государственная услуга, обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
3.1.1. Прием (получение) и регистрация уведомления о планируемом сносе и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, направление межведомственных запросов.
3.1.2. Обработка документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
3.1.3. Формирование результата предоставления государственной услуги с внесением сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в состав сведений Базового регистра.
3.1.4. Выдача (направление) заявителю документов, подтверждающих предоставление государственной услуги.
3.2.1. Основанием начала выполнения административной процедуры является поступление в Комитет уведомления о планируемом сносе и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3.2.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры (далее — должностное лицо, ответственное за прием уведомления о планируемом сносе и документов и за направление межведомственных запросов), является специалист Комитета, ответственный за прием уведомления о планируемом сносе и документов и за направление межведомственных запросов.
3.2.3. Должностное лицо, ответственное за прием уведомления о планируемом сносе и документов и за направление межведомственных запросов:
3.2.3.1. Осуществляет прием и регистрацию уведомления о планируемом сносе и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в соответствии с Едиными требованиями.
3.2.3.2. Проводит проверку наличия документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.7, 2.5.1.1.8 настоящего Регламента.
3.2.3.3. В случае непредставления заявителем документов, указанных в пунктах 2.5.1.1.7, 2.5.1.1.8 настоящего Регламента, запрашивает их у заявителя путем выдачи (направления) запроса по форме согласно приложению 3 к настоящему Регламенту способом, которым представлено уведомление о планируемом сносе.
3.2.3.4. При выявлении оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 2.8.1 настоящего Регламента, осуществляет подготовку проекта письменного решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обеспечивает его подписание уполномоченным должностным лицом Комитета и выдачу (направление) заявителю в порядке, установленном пунктом 2.8.4 настоящего Регламента.
3.2.3.5. При отсутствии оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
3.2.3.5.1. Формирует комплект документов, представленных заявителем.
3.2.3.5.2. Запрашивает с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе с использованием автоматизированных информационных систем, документы (информацию), необходимые для предоставления государственной услуги, находящиеся в распоряжении других органов исполнительной власти.
3.2.4. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет один рабочий день.
3.2.5. Результатом выполнения административной процедуры является:
3.2.5.1. Прием (получение) и регистрация уведомления о планируемом сносе, направление межведомственных запросов.
3.2.5.2. Отказ в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3.4.1. Основанием начала выполнения административной процедуры является получение должностным лицом, уполномоченным на подписание результата предоставления государственной услуги, от должностного лица, ответственного за обработку документов (информации), в том числе полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, проекта информационного письма о направлении уведомления о планируемом сносе и документов, предусмотренных положениями части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы либо выдача (направление) заявителю решения об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
3.4.2. Должностным лицом, ответственным за выполнение административной процедуры в части формирования результата предоставления государственной услуги, является председатель Комитета или уполномоченное им должностное лицо (далее — должностное лицо, ответственное за формирование результата предоставления государственной услуги), а в части внесения сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в состав сведений Базового регистра — специалист Комитета, ответственный за внесение сведений в Базовый регистр (далее — должностное лицо, ответственное за внесение сведений в Базовый регистр).
3.4.3. Должностное лицо, ответственное за формирование результата предоставления государственной услуги, подписывает информационное письмо о направлении уведомления о планируемом сносе и документов, предусмотренных положениями части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
3.4.4. Должностное лицо, ответственное за внесение сведений в Базовый регистр, осуществляет внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в состав сведений Базового регистра в установленном порядке.
3.4.5. Должностное лицо, ответственное за формирование результата предоставления государственной услуги, обеспечивает передачу информационного письма о направлении уведомления о планируемом сносе и документов, предусмотренных положениями части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы ответственному за выдачу (направление) документов, подтверждающих предоставление государственной услуги, в течение одного рабочего дня со дня оформления такого информационного письма.
3.4.6. Максимальный срок выполнения административной процедуры составляет один рабочий день.
3.4.7. Результатом выполнения административной процедуры является:
3.4.7.1. Подписание информационного письма о направлении уведомления о планируемом сносе и документов, предусмотренных положениями части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы.
3.4.7.2. Внесение сведений о конечном результате предоставления государственной услуги в состав сведений Базового регистра.
3.4.7.3. Передача информационного письма о направлении уведомления о планируемом сносе и документов, предусмотренных положениями части 10 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для размещения в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы должностному лицу, ответственному за выдачу (направление) документов, подтверждающих предоставление государственной услуги.
Снесенный или разрушенный объект недвижимости: как правильно оформить?
Учёт происходит при помощи внесения информации в государственный реестр. Чтобы объект был поставлен на учёт, его владелец должен обратиться в Росреестр и представить межевой или технический план. В плане должны быть указаны все характеристики объекта, его границы, расположение. Когда объект будет поставлен на учёт, ему будет присвоен уникальный кадастровый номер. Все то время, пока помещение будет существовать, у него будет уникальный кадастровый номер.
Пока существует задание, всю информацию о нём можно получить в ЕГРН. Если здание меняется, его придётся вновь ставить на учёт, в ЕГРН должны быть внесены все изменения. Если здание изменяют, но его кадастровый номер не меняется, всю информацию также можно найти в государственном реестре. Существуют следующие ситуации, при которых помещение снимается с кадастрового учёта:
- Если владелец здания решил его демонтировать. К примеру, чтобы построить на территории новый дом.
- Если государственные органы приняли решение о том, что здание должно быть снесено. Такие решения принимаются, если здание находится в аварийном состоянии, либо земля изымается.
- Если произошла аварийная ситуация или стихийное бедствие, и из-за него здание разрушилось.
- Если объект решили поделить на несколько самостоятельных единиц.
- Если несколько помещений решили объединить в одно, создать отдельную самостоятельную единицу.
Кроме того, снять здание с кадастрового учёта можно в том случае, если есть предписание от надзорного органа. Если самостоятельно построенное здание можно узаконить, то его владельцу будет дан определенный срок на проведение дополнительных работ, а также оформление необходимой документации. Если нарушения не будут устранены, скорее всего, здание снесут принудительно.
Снять здание с кадастрового учёта нельзя, если параметры объекта были изменены, пока проходили работы или ремонт. Если проводится реконструкция, то можно поменять компоновку здания, а также его архитектуру. Можно даже добавить к заданию дополнительный этаж или поменять абсолютно любой параметр. В этом случае объект будет существовать и дальше. Но абсолютно все изменения должны быть отражены в государственном реестре.
На временный учёт в госреестре можно ставить отдельные части здания. Требуется такая процедура в том случае, если в аренду сдаётся определённая площадь без возведения конструкций или перегородок. После того, как срок договора истечет, аренда прекратится, и данную часть здания снимут с учёта. Если же аренда была прекращена досрочно, то необходимо будет обратиться в Росреестр.
Если говорить о процедурах, которые связаны с постановкой недвижимости на учет или её снятием, стоит обратиться к закону номер 218-ФЗ. Данный закон относится к любому виду объекта. В Росреестр вы можете обратиться с техническим планом объекта. Технический план должен быть изготовлен в строгом соответствии с приказом МЭР №861.
Для изучения причин сноса или разрушения здания стоит обратиться к другим нормативным актам. Если дом сгорел, то его можно снять с учёта, используя при этом постановление из уголовного дела, также можно использовать справку МЧС. Тут используются уже другие законы и нормы.
Для того, чтобы снять здание с учета, вы должны будете обратиться в Росреестр. Данное ведомство занимается тем, что ведет государственный учет, принимает заявления на различные действия с объектами, а также документы от владельцев объектов. Кроме того, подать документы вы сможете в МФЦ. Однако, МФЦ все равно перенаправит все документы в Росреестр.
Следует помнить о том, что сотрудники Росреестра не занимаются обследованием помещений, они не должны выезжать на объект. Однако, при подаче документов следует предоставить акт обследования. Без данного документа нельзя снять объект с кадастрового учёта. Составлением данного документа должен заниматься кадастровый инженер. У инженера обязательно должны быть все разрешения и аттестат для того, чтобы он мог работать. Если вы обратитесь к сайту Росреестра, то сможете узнать, какие специалисты имеют право заниматься данной работой. На данном портале предоставлен список абсолютно всех специалистов.
Росреестр не имеет право принимать справки о сносе дома, которые были составлены самим владельцем недвижимости. Данную документацию можно предоставить только кадастровому инженеру в тот момент, когда будет заключаться договор на его работу. Если же демонтажу предшествовало решение суда, то все документы должен собрать истец. Чтобы подробнее узнать о данной процедуре и вариантах снятия здания с учёта, вы можете обратиться в нашу компанию. Консультация абсолютно бесплатная.
Далее мы расскажем вам о том, как можно снять недвижимость с кадастрового учёта. Если рассматривать разные виды недвижимости, то процедура снятия с учёта будет отличаться для каждого из них. Она будет зависеть от того, на чем основано прекращение функционирования зданий. В любом случае, для проведения процедуры вам понадобится акт обследования.
Основания для снятия объекта с учета:
- Снос или демонтаж. Данное решение принимается собственником. Кроме того, причиной может быть предписание органов, судебное решение. Если проводится процедура демонтажа, может понадобиться проект.
- Разрушение, уничтожение. Это прекращение существования здания из-за износа или катастрофы.
- Раздел объекта. Проводится в том случае, если так захотели собственники, или решил суд. В результате появляются несколько новых самостоятельных единиц.
- Объединение объектов. При объединении несколько объектов превращаются в один.
Акт обследования составляется только тогда, когда здания уже нет. В предварительную стадию будут включены следующие пункты:
- Решение о том, что здание нужно снести или демонтировать. Подойдёт соглашение собственников на снос, акты комиссии об аварийном состоянии здания.
- Выполнение работ, которые включают демонтаж или снос объекта. Для данного пункта может понадобиться разрешение Госстройнадзора и проект для сноса или демонтажа.
- Получение справок о том, что здание было уничтожено.
После того, как все эти пункты будут пройдены, с кадастровым инженером заключается договор. После подписания данного договора он сможет начать выполнение работ. Цена работы будет зависеть от того, какие особенности есть у объекта, насколько обследование срочное, а также от многих других причин. В акте обследования будет отражена информация о том, что здание больше не существует. После того, как акт будет составлен, он отправляется в Росреестр, чтобы здание было снято с учёта.
Если снесенное, разрушенное или демонтированное здание включает в себя помещения, эти помещения снимаются с учета автоматически. Для примера можно взять ситуацию, когда снесли дом, в котором находится много квартир. Вместе с домом с учета снимаются абсолютно все квартиры, которые в нём находятся. Вам не придется составлять акт на каждое помещение, находящееся в доме.
Выше мы рассматривали ситуацию, когда помещению присваивался временный кадастровый номер. Снять с учета такое помещение могут автоматически после истечения срока договора или если собственник подал заявление. Вам не придётся оформлять акт обследования в этом случае. Связано это с тем, что объект будет продолжать свое существование. Если для здания проводилась реконструкция, и в ходе нее часть была разобрана, то снимать с учёта данное здание не нужно. Можно просто внести корректировки в ЕГРН. В данном случае инженер оформляет не акт обследования, а технический план объекта. В нашей компании для вас подготовят абсолютно все документы, которые потребуются в этой ситуации.
Обычно помещения снимаются с кадастрового учёта в том случае, если здание демонтируют, его планируется снести, или если оно разрушилось. Если случай именно такой, то для квартиры не нужен отдельный акт обследования, ведь она входит в здание. Однако, существуют ситуации, когда квартиру все же нужно снять с учёта, подготовив для неё акт обследования:
- Если проводится реконструкция здания, разбирается именно та часть, где находится помещение.
- Если возникают ситуации, когда необходимо объединить несколько помещений в одно.
- Если при перепланировке одно помещение делят на несколько самостоятельных единиц.
Однако, если в квартире выделяют отдельные самостоятельные части, снимать с учёта квартиру не нужно. Объект все же существует, у него просто меняются характеристики. В этом случае нужно будет обновить сведения, которые уже есть в ЕГРН, для этого придется оформить технический план объекта. Этим также занимается кадастровый инженер. Если же объект только был создан, то для него нужно разработать технический план и поставить его на учет в Росреестре.
Первым шагом для снятия с кадастрового учета объектов недвижимости станет сбор документов. В Росреестре пояснили, что необходимы:
- заявление о снятии с учета объекта недвижимости. Как правило, его составляет сотрудник МФЦ при приеме документов. Если на такой объект зарегистрировано право собственности, то заявление подается одновременно и на снятие с кадастрового учета, и на регистрацию прекращения права собственности, а если у объекта несколько собственников, то заявление подается всеми правообладателями. Также с заявлением может обратиться представитель правообладателя на основании нотариально удостоверенной доверенности;
- правоустанавливающий документ на объект недвижимости, который вы снимаете с кадастрового учета. Он необходим, если права на объект не были зарегистрированы в ЕГРН;
- акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Документ составляется кадастровым инженером по итогам осмотра места нахождения объекта недвижимости. Он подтверждает, что уничтожена часть здания, в котором было расположено помещение, или же все здание целиком;
- судебное решение, если объект снимается с учета по решению суда;
- документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя.
У каждого здания есть определенный период эксплуатации. Он зависит от вида и характеристик конструкции, условий эксплуатации, месторасположения объекта. Когда нормативный ресурс прочности будет исчерпан, можно продлить его ремонтно-восстановительными работами на фундаменте, стенах, перекрытиях, другими конструкциями. Если это невозможно, здание выводится в эксплуатации и подлежит сносу.
Порядок сноса объектов капитального строительства – новые требования закона
Федеральным законом N 340-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был урегулирован порядок сноса объектов капитального строительства.
Теперь для сноса неугодного объекта недвижимости необходимо пройти ряд процедур, а именно:
- Первым делом надо обратиться в организацию осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения для получения условий об отключении здания от сетей инженерно-технического обеспечения.
- Необходимо получить разрешение на вывод здания из эксплуатации (если требуется).
- Обратиться в организацию архитектурно-строительного проектирования для подготовки проекта организации по сносу объекта.
- Подать уведомление о планируемом сносе здания в орган местного самоуправления по месту нахождения объекта.
Орган местного самоуправления, в свою очередь, в течение семи дней проводит проверку представленных документов и обеспечивает размещение этих уведомлений и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган строительного надзора. - Заключить договор подряда с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на выполнение работ по осуществлению сноса объекта недвижимости. Для сноса индивидуальных жилых, садовых домов, а также при заключении договоров по сносу объектов, размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей, могут быть привлечены лица, не являющиеся членами саморегулируемых организаций.
- После этого необходимо в течение семи дней подать уведомление о завершении сноса в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, на котором располагался объект.
Орган власти в течение семи рабочих дней со дня поступления такого уведомления обеспечивает его размещение в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган строительного надзора.
Проект организации работ по сносу объекта не требуется, если требуется снести гараж на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, жилой дом на садовом земельном участке, садовый дом, хозяйственные постройки, объекты индивидуального жилищного строительства, строения и сооружения вспомогательного использования, а также, если объекты сносят для строительства нового или его реконструкции, так как такие сведения будут учитываться в проекте на строительство, реконструкцию.
Еще одно новшество касается самовольных построек, их могут снести в принудительном порядке.
Надзирающий орган, обнаруживший самовольную постройку, направляет в орган местного самоуправления уведомление о ее выявлении и подтверждающие документы, который в течение двадцати рабочих дней принимает одно из решений: о сносе самовольной постройки; о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с требованиями; обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие; направить в орган, от которого поступило уведомление о выявлении самовольной постройки, уведомление об отсутствии признаков самовольной постройки.
Исполнительная документация на демонтаж
В соответствии с нормативным документом – СНиП 3.01.04-87 к исполнительным документам на демонтаж относятся: исходный комплект рабочих чертежей на строительство и/или на демонтаж со всеми изменениями, внесенными в ходе строительства в конструкции и технологические процессы.
Другими словами, при строительстве проект и чертежи являются частью разрешительных документов, а по завершению строительства они же, но уже с внесенными в ходе строительства изменениями, становятся исполнительной документацией демонтажа. При этом все изменения в чертежи и документацию имеет право вносить только организация, проектировавшая объект, ее правопреемник или уполномоченное лицо (организация). Все это касается и документации на демонтаж – ПОР и/или ПОС.
Изменения рабочей документации и чертежей должны оформляться по ГОСТ 21.101-97 (п. 7) с разрешением на внесение изменений, всеми сносками, зачеркиваниями и обводами.
Исполнительные документы на демонтаж:
- акты ОСР (освидетельствования скрытых работ) или акты скрытых работ по подготовке к отключению и по переключению инженерных коммуникаций;
- накладные на вывоз материалов с площадки сноса – щебня, отсева, песка на продажу или покупателям, металлолома, цветных металлов – алюминиевых и медных проводов, электрических распред-щитов и т. п.;
- акты форма № М-35 на оприходование материальных ценностей, которые получают при демонтаже или ручной разборке или разрушении зданий и другое.
По каким основаниям допускается снос объекта
У всякого строения существует определенный срок эксплуатации, который может зависеть от характеристик конструкции, условий эксплуатации и местоположения объекта. Когда нормативный ресурс прочности строения будет исчерпан, то его можно продлить за счет ремонтно-восстановительных работ на фундаменте, стенах, перекрытиях и иных конструкциях. Однако, если такие работы невозможны, строение в обязательном порядке должно быть выведено из эксплуатации и снесено.
Также прекращение эксплуатации строения может быть обусловлено разными причинами, включая:
- Решением владельца строения и участка.
- Решением судебного органа.
- Решением государственного или муниципального органа.
- Требованиями нормативных актов.
Также отдельным основанием для сноса или разборки строения может быть его повреждение в результате чрезвычайных ситуаций, таких как стихийные бедствия, пожары и взрывы, которые не представляется возможным предсказать и предотвратить при обычной эксплуатации. Если строение может быть восстановлено после таких событий, может быть разработан проект реконструкции, капитального или текущего ремонта. Если восстановление не представляется возможным, заказывается проект демонтажа для оставшейся части объекта.
Однако снос может быть связан с освобождением земельного участка для возведения нового объекта. В такой ситуации не требуется отдельного проекта на снос. В проект на строительство будет включен раздел, посвященный демонтажу (сносу), и его согласование будет проводиться одновременно с проектом нового строительства в соответствии с нормами безопасности.
Основные документы для кадастрового учета | Описание |
Технический план | Технический план составляется для того, чтобы занести новый объект капитального строительства или помещение в реестр учета. Кроме того, на основе технического плана можно внести изменения в ЕГРН после реконструкции или перепланировки, а также произвести постановку на учет отдельной части объекта. |
Межевой план | Данный документ оформляется для регистрации нового земельного участка в соответствующих органах. В техническом плане будут содержаться информация о характеристиках и координатах границ участка, а также другие необходимые сведения. Он может быть также использован при внесении изменений в данные об участке в соответствующих реестрах или кадастрах. |
Акт обследования | Акт обследования оформляется для подтверждения того, что здание или сооружение более не физически существует на объекте. После подтверждения факта отсутствия здания или сооружения на месте его нахождения, Росреестр снимает соответствующий объект с кадастрового учета. |