Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки налогов на 2024 год РК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчет НДФЛ производится на основе таких факторов, как размер дохода, ставки налога и применимых льгот. Налоговая база для расчета НДФЛ определяется как сумма всех доходов, полученных физическим лицом, за вычетом затрат, связанных с их получением.
Налоговые вычеты и льготы
В Казахстане действуют ряд налоговых вычетов и льгот, которые позволяют снизить сумму налога с заработной платы.
- Социальные налоговые вычеты: работники в возрасте старше 60 лет и инвалиды имеют право на получение налогового вычета в размере 50% от суммы налогового обязательства.
- Налоговый вычет на обучение: родители, которые оплачивают обучение своих детей, имеют право на получение налогового вычета в размере до 50 среднемесячных заработных плат за год.
- Вычет на поддержку малообеспеченных граждан: физические лица, оказывающие помощь некоторым категориям населения (например, инвалидам, многодетным семьям), могут получить налоговый вычет в размере 20% доходов, полученных от предоставления такой помощи.
- Льготы по приобретению жилья: граждане, которые приобретают или строят жилье, имеют право на льготу в размере до 100 среднемесячных заработных плат за год.
Эти налоговые вычеты и льготы позволяют налогоплательщикам снизить свои налоговые обязательства и увеличить доступный доход.
Налоги, связанные с заработной платой
Предприниматели, которые работают с любым режимом налогообложения, кроме патентного, могут привлекать наемных работников. Следовательно, за штат своих специалистов тоже придется платить налоги. Каковы ставки по этим налогам в РК в 2023 году?
- ИПН. Этот налог составляет 10% фиксированной ставки и распространяется на всех работников (и резидентов, и нерезидентов). ИПН удерживается с зарплаты каждого специалиста и перечисляется в бюджет.
- Социальный налог. Сегодня ставка равна 9,5%, но уже с 1 января 2025 года она достигнет 11%. Этот налог удерживается с работодателя, а не с дохода работника.
- Социальные отчисления. Они направляются в Фонд соцстрахования. Пока ставка равна 3,5%, но с 1 января 2025 года она увеличится до 5%.
-
Пенсионные взносы. Выплачиваются в Единый накопительный пенсионный фонд. Ставка – 10% от дохода. Кроме обязательных пенсионных взносов, существуют профессиональные пенсионные взносы. Их платят за тех специалистов, работа которых связана с рисками и предными условиями. В этом случае к 10% добавляется еще 5%.
Также с 2024 года компании будут вносить ОПВР – обязательные пенсионные взносы работодателя. По состоянию на 1 января 2024 года ставка достигнет 1,5%, а затем будет ежегодно увеличиваться вплоть до 5% к 2028 году. Эти взносы делают не за всех работников. К примеру, ОПВР не отчисляют за специалистов, которые достигли пенсионного возраста, а также за работников, которые родились после 1 января 1975 года. - Медстрахование (ОСМС). Ежемесячные отчисления в фонд социального медицинского страхования за счёт работодателя составляют 3%. Кроме того, с доходов работников каждый месяц работодатель удерживает 2% взносов на ОСМС.
Также планируется ввести СНР для микробизнеса, который предусматривает автозаполнение декларации. Представителями микробизнеса будут считаться предприниматели, которые достигли порога по НДС (минимум оборота для постановки на регистрационный учет по НДС с 2023 года составляет 69 млн тенге), и имеют в штате максимум пятерых работников. Их хотят облагать налогом в 5%, а также обязать отчислять социальные платежи.
Ранее Минэкономики в ответ на запрос «Курсива» заявило, что предполагается сократить количество СНР, так как их многообразие существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование.
По данным министерства, широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных СНР. Кроме того, отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников.
На сегодня налогообложение предусматривает два основных подхода по отношению к субъектам малого бизнеса: введение льгот для малого бизнеса по отдельным крупным налогам (преимущественно по налогу на прибыль), а также введение особых (упрощенных) режимов налогообложения малого бизнеса. Сейчас применяются оба режима, такой порядок хотят сохранить, но упразднить невостребованные.
«Предлагается объединение режимов со схожими условиями (к примеру, патент и СНР с использованием мобильного приложения) с упразднением невостребованных режимов (к примеру, режим фиксированного вычета). Кроме того, необходимо пересмотреть условия применения режимов с учетом данных фактического применения (количество работников, максимальный оборот). Работа в данном направлении продолжается. В настоящее время также проводится работа по расширению сферы охвата режима розничного налога в два раза», — прокомментировали в МНЭ.
Глава Минэкономики РК Алибек Куантыров в ходе правчаса уточнил, что ведомство согласно с предложением о сокращении СНР до трех. Но условия требуют обсуждения, уточнил он.
«Ограничения по видам деятельности для СНР необходимо сохранить. СНР — это поддержка для малого бизнеса. Но есть виды деятельности, не требующие такой поддержки: недропользование, производство алкоголя и табачной продукции и так далее. Поэтому мы не согласны с предложением об отмене ограничений по видам деятельности. По предложению об отмене обязательной регистрации в качестве плательщика НДС для предпринимателей, применяющих СНР для МСБ, необходимо отметить, что данный вопрос решается через режим розничного налога», — добавил Куантыров.
Для предпринимателей, которые зарегистрировались по упрощенному порядку, не платят НДС, имеют доход до 2 млрд тенге и штат до 200 человек, хотят предусмотреть автозаполнение декларации, добавил Биржанов. Минфин предлагает для таких субъектов два варианта исчисления: либо 6% с оборота, либо ставку налога 10% от разницы дохода и затрат.
Ранее аналитики Halyk Finance говорили, что нужно ввести упрощенные режимы налогообложения малого бизнеса. По их мнению, такая ситуация означает сохранение для малых предприятий всех видов налогов при одновременном упрощении расчетов, отчетности и оплаты налогов. Они также указывали на важность перехода на правильную классификацию МСБ по двум критериям (уровень дохода бизнеса и численность наемных работников) как для целей статистики, так и для использования целей налогообложения по СНР.
В рамках реформы Налогового кодекса планируется пересмотреть ставки НДС, ИПН, КПН, реформировать СНР, гармонизировать акцизные ставки на алкоголь, пересмотреть налогообложение транспортных средств и недвижимости, ввести налог на роскошь и другое. «Курсив» писал подробный материал о том, что конкретно хотят изменить и как это скажется на налоговой нагрузке казахстанцев.
За что могут аннулировать (РПП) ВНЖ в Казахстане?
Что касается самого (РПП) ВНЖ в Казахстане, в соответствии с п. 13 ст. 49 Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» в выдаче разрешения на постоянное проживание в Республике Казахстан отказывается иностранцам и лицам без гражданства, либо выданное ранее разрешение аннулируется:
13) получившим разрешение на постоянное проживание и проживающим на территории Республики Казахстан менее 183 календарных дней в пределах любого последовательного 12-месячного периода с даты выдачи разрешения на постоянное проживание;
Если в РК было открыто ИП, которое иностранец вправе зарегистрировать исключительно на основании РПП (ВНЖ) и при этом у него есть намерение уехать из РК более чем на пол года (например фриланс в Таиланде), надо подготовить документы что выезд из РК связан с обучением, еще на территории РК, например заключить договор с языковым центром, а по прибытии в другую страну, получить студенческую визу, при этом обязательно письменно согласовать такой выезд с миграционной службой МВД РК.
В таком случае, на период обучения физическое лицо будет признаваться постоянно пребывающим в РК, в ином случае в любой момент ВНЖ может быть аннулировано и следом за ним ИП со всеми вытекающими, при условии что предприниматель отсутствует в РК более чем 183 дня в 12-месячном периоде и да, предложенный мной вариант очень шаткий, именно по этому если фрилансер не проживает в РК открывать ИП в Казахстане, плохая идея.
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.
Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.
Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.
Планируется увеличение ставок на социальные налоги для работников с высокими доходами, что позволит повысить общий уровень доходов государства. Новые ставки будут применяться к доходам выше определенного порога и варьироваться в зависимости от суммы заработка.
Также, планируется введение новых ставок для определенных групп населения, таких как молодые специалисты, инвалиды и ветераны труда. Эти ставки будут более низкими, что способствует созданию условий для привлечения и поддержки указанных категорий работников.
Определение новых ставок на социальные налоги требует от работодателей и работников более детального расчета и планирования своих доходов. Также, работодателям потребуется обновление внутренних систем учета и отчетности, чтобы соответствовать новым правилам и ставкам.
В целом, новые ставки на социальные налоги направлены на улучшение системы соцналогов и обеспечение дополнительного финансирования социальных программ и мер поддержки граждан. Они также могут способствовать улучшению финансового положения работников и созданию более справедливой системы налогообложения.
Планы по дальнейшим изменениям в соцналоге
После введения изменений в соцналог на 2024 год, правительство Казахстана имеет планы по дальнейшей модернизации системы социальных налогов. Они направлены на более эффективное управление и распределение социальных выплат.
Одно из главных направлений планов — упрощение процесса уплаты соцналогов. Предполагается внедрение онлайн-платежей и автоматического расчета налоговых обязательств для работодателей и индивидуальных предпринимателей.
Второе направление планов связано с улучшением системы контроля за уплатой соцналогов. Правительство планирует внедрить современные информационные технологии для отслеживания налоговых обязательств и своевременного выявления нарушений. Это позволит более эффективно бороться с уклонением от уплаты налогов и повысит уровень доверия к системе соцналога.
Третье направление планов связано с расширением круга плательщиков соцналогов. Правительство планирует включить в систему социального налогообложения новые категории граждан, которые ранее были освобождены от уплаты налогов. Это позволит расширить базу плательщиков и увеличить объем средств, направляемых на социальные нужды.
Планы по дальнейшим изменениям в соцналоге также предусматривают пересмотр ставок и правил налогообложения. Правительство планирует провести анализ эффективности текущих ставок и внести необходимые корректировки для более справедливого и сбалансированного распределения социальных выплат.
В целом, планы по дальнейшим изменениям в соцналоге направлены на улучшение системы социальных налогов и ее адаптацию к современным требованиям и вызовам. Предполагается, что внедрение новых мероприятий и правил позволит повысить эффективность и прозрачность системы социального налогообложения в Казахстане.
Изменения в системе налогообложения
С 2024 года в Казахстане произойдут ряд значительных изменений в системе налогообложения транспорта. В рамках этих изменений будет внедрено новое налогообложение, которое предусматривает перераспределение налоговых бремен, а также использование инновационных стандартов и технологий.
Одно из ключевых изменений касается упрощения процесса уплаты налогов на транспорт. Сейчас водительские удостоверения и автобусные билеты используются как основные документы для оплаты налогов. Однако, с 2024 года планируется внедрение электронных систем оплаты налогов, которые будут связаны с банковскими счетами владельцев транспортных средств. Это существенно упростит процесс уплаты налогов и снизит риски возникновения ошибок или задержек в оплате.
Другое изменение связано с введением новых методов расчета налогов. Вместо текущей системы, основанной на категории транспортного средства и стоимости, в 2024 году будет использоваться система, основанная на объеме выбросов и использования топлива. Таким образом, владельцы экологически чистых транспортных средств будут стимулироваться к снижению выбросов, что способствует охране окружающей среды и экономии топлива.
Также в 2024 году планируется расширение льгот и снижение налоговых ставок для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Это направлено на поощрение использования экологически чистых автомобилей, что в свою очередь снизит выбросы вредных веществ и будет способствовать более экологическому транспортному парку в стране.
В целом, изменения в системе налогообложения транспорта в 2024 году направлены на упрощение процесса уплаты налогов, стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных технологий для обеспечения более эффективной работы налоговой системы. Это важный шаг к развитию устойчивой и экологически чистой транспортной системы в Казахстане.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.
Советы экспертов по минимизации налоговых платежей
В контексте изменений и нововведений в налоговой системе на транспорт в Республике Казахстан с 2024 года, эксперты рекомендуют рассмотреть следующие советы по минимизации налоговых платежей:
Совет | Объяснение |
---|---|
1. Правильно классифицируйте автотранспортные средства | Определите, какие из ваших транспортных средств относятся к коммерческим, а какие – к личным. Это может существенно снизить налоговые ставки. |
2. Воспользуйтесь налоговыми льготами | Изучите возможность получения налоговых льгот, предоставляемых государством. Некоторые категории транспортных средств и субъектов предпринимательства могут быть освобождены от уплаты налогов или получить существенные скидки. |
3. Планируйте затраты на ремонт и обслуживание | Транспортные затраты на ремонт и обслуживание автотранспорта могут быть учтены как расходы и снизить налогооблагаемую базу. |
4. Используйте энергоэффективные транспортные средства | Приобретение и использование энергоэффективных транспортных средств может помочь вам получить налоговые льготы и снизить налоговые ставки. |
5. Участвуйте в программе обновления автопарка | Проверьте возможность участия в программе обновления автопарка, предоставляемой правительством. Это может предоставить вам финансовые преимущества и снизить налоговые бремена. |
Эти советы помогут вам разработать оптимальную стратегию для минимизации налоговых платежей на транспорт в Республике Казахстан, а также использовать возможности налоговых льгот и скидок, которые предоставляются государством.
Акцизы и налоги на товары и услуги в 2024 году
Одним из основных видов налогов на товары и услуги является Налог на добавленную стоимость (НДС). В 2024 году ставка налога на добавленную стоимость в Казахстане составит 12%. Этот налог взимается с покупок товаров и услуг в стране.
Особую категорию составляют акцизы, которые взимаются с определенных товаров, таких как алкогольные и табачные изделия, а также автомобили и бензин. Ставки акцизов могут варьироваться в зависимости от категории товара.
Например, акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия обычно составляют определенный процент от стоимости товара. Акцизы на автомобили и бензин могут рассчитываться в зависимости от объема двигателя или мощности автомобиля.
Также следует отметить, что в Казахстане действует система налогообложения, которая предоставляет определенные льготы и освобождения от уплаты налогов для некоторых категорий товаров и услуг.
В целом, акцизы и налоги на товары и услуги в 2024 году будут составлять важную часть системы налогообложения Казахстана и помогут обеспечить финансирование государственным программам и проектам.
Налоговые изменения для индивидуальных предпринимателей в Казахстане в 2024 году
В 2024 году в Казахстане вступают в силу ряд налоговых изменений, которые коснутся индивидуальных предпринимателей. Эти изменения направлены на упрощение налоговой системы и стимулирование развития малого и среднего бизнеса. Важно знать эти изменения, чтобы правильно планировать свою деятельность и не нарушать налоговое законодательство.
Основные изменения, которые ожидают ИП в 2024 году, следующие:
- Увеличение порога доходов, при котором ИП обязаны применять упрощенную систему налогообложения. С 1 января 2024 года этот порог составит 40 миллионов тенге в год.
- Введение нового налогового режима – единый платеж. Этот режим будет действовать для ИП, чьи годовые доходы не превышают 140 миллионов тенге. Единый платеж будет включать в себя все налоги и сборы, и позволит существенно упростить систему налогового учета.
- Снижение ставки социальных отчислений до 5% от заработной платы работников ИП. Ранее эта ставка составляла 10%.
- Упрощение процедуры учета расчетов с покупателями. Теперь ИП могут осуществлять расчеты в национальной валюте через электронные платежные системы.
- Введение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц для ИП. Теперь ставка будет зависеть от суммы дохода: от 5% до 30%. Ранее ставка составляла 10% для всех ИП.
Эти изменения предоставят индивидуальным предпринимателям больше гибкости и возможностей для развития своего бизнеса. Однако, необходимо тщательно изучить новые правила и консультироваться с налоговыми специалистами, чтобы избежать нарушений и минимизировать налоговую нагрузку.
Сроки и порядок подачи налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году
В соответствии с законодательством Казахстана, индивидуальные предприниматели (ИП) обязаны ежегодно подавать налоговую отчетность. Этот процесс важен для правильного учета доходов и расходов ИП и уплаты необходимых налогов.
Сроки подачи налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году определяются действующим законодательством и зависят от формы налогообложения ИП. Существуют две формы налогообложения для ИП: упрощенная система налогообложения (УСН) и система налогообложения на общих основаниях.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
ИП, работающие на УСН, должны подавать отчетность ежегодно до 31 января следующего года за истекший отчетный год. Налоговая отчетность для таких ИП включает сведения о доходах и расходах ИП в течение года.
Система налогообложения на общих основаниях
ИП, работающие на данной системе налогообложения, должны представлять налоговую отчетность ежеквартально в установленные сроки. Для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность, сроки следующие:
- Первый квартал: отчетность за январь-март подается до 30 апреля.
- Второй квартал: отчетность за апрель-июнь подается до 31 июля.
- Третий квартал: отчетность за июль-сентябрь подается до 31 октября.
- Четвертый квартал: отчетность за октябрь-декабрь подается до 31 января следующего года.
Обратите внимание, что сроки подачи налоговой отчетности для ИП могут изменяться в зависимости от обстоятельств или предоставления отсрочек со стороны налоговых органов. В случае нарушения сроков подачи налоговой отчетности, ИП может быть подвержен штрафным санкциям.
Подача налоговой отчетности для ИП в Казахстане в 2024 году является важным аспектом правильной и ответственной налоговой практики. Соблюдение сроков и правильное заполнение отчетности помогут ИП избежать негативных последствий со стороны налоговых органов и обеспечить регулярную уплату налогов.
В Казахстане ставка НДС (налога на добавленную стоимость) для индивидуального предпринимателя будет составлять 12%. Это означает, что индивидуальный предприниматель должен будет добавить 12% к стоимости своих товаров или услуг и уплатить эту сумму в качестве налога государству.
Ставка НДС может изменяться в зависимости от законодательства и экономической ситуации в стране. Поэтому рекомендуется всегда проверять актуальную информацию о ставке НДС у налоговых органов или специалистов в области налогового права.
Плательщики НДС обязаны вести учет своих доходов и расходов, а также выставлять счета с указанием суммы налога. Они имеют право на возврат уплаченного НДС при наличии соответствующих документов.
Кроме того, существуют определенные категории товаров и услуг, которые освобождаются от уплаты НДС. В таких случаях, индивидуальный предприниматель не добавляет НДС к стоимости своих товаров или услуг и не платит этот налог в государственный бюджет.
Социальный налог включает в себя страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование, которые направляются на покрытие расходов, связанных с предоставлением социальных льгот и гарантий населению.
Индивидуальные предприниматели в Казахстане уплачивают социальный налог на основании декларации о доходах, которую необходимо подать в налоговый орган ежегодно. Декларация заполняется самостоятельно и содержит информацию о доходах и расходах предпринимателя за отчетный период.
Неуплата или неправильная уплата социального налога может привести к административным штрафам и налоговым санкциям. Поэтому важно соблюдать законодательство и своевременно уплачивать все налоговые обязательства.
Информация о ставках налогов может изменяться, поэтому рекомендуется регулярно следить за обновлениями в налоговом законодательстве и консультироваться с профессионалами в области налогового права.