Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отношение к опущенным на воле. За что опускают в тюрьмах и на зоне? Как живут опущенные». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
Иерархия тюремных каст
Когда появились воровские законы
«Блатные» понятия формировались на протяжении достаточно долгого времени, начиная с 30-х годов прошлого века, когда власть активно начала бороться с ворами и преступниками, одного за другим усаживая их за решетку даже за малейшую провинность. В ответ на такие агрессивные действия государства преступники сплотились в более организованные группы, где был определенный порядок и свод правил, нарушив которые, человек становился предателем. Именно тот период времени повлиял на формирование основных законов уголовного мира. Все в основном промышляли воровством, за что отправлялись на зону, где «братья по разуму» учили людей жить по понятиям.
Появилась так называемая элита преступного мира — воры в законе, «свои» люди на постах в правоохранительных органах, которые, если надо, «крышевали» своих товарищей, поскольку обладали большими привилегиями и некоторыми связями в высших кругах, поскольку воровские идеи не позволяют сотрудничать с любыми государственными структурами.
Уголовный мир претерпел много изменений по время Второй мировой войны, когда многие заключенные ушли на фронт защищать родину, за что были прозваны «суками» и навсегда заклеймены под предателей, поэтому после Великой отечественной войны в России происходила еще одна война, уже между заключенными. Одна сторона объясняла ушедшим на фронт, что значит жить по понятиям, в то время как другая, так называемые «суки», вставали на путь исправления и сотрудничали с администрацией. Такой порядок на зоне сохраняется и по сей день.
— Отчего им там проще жить?
— Ну как бы просто уже не надо ничего соблюдать. Ниже же ты уже никуда не опустишься. То есть ты просто махнул на себя рукой и уехал туда, живёшь уже, существуешь.
— Когда решают, в «гарем» отправить или нет, это какой-то суд собирается или что вообще происходит?
— Ну да решение выносят всё равно люди те, которые имеют слово в лагере. Не всегда это, допустим, «смотрящий». То есть это бывают непосредственно мужики просто, которые собрались, которых накрывают все поступки этого человека и вот они выносят такое решение. Но опять же, конкретно должен быть тот человек, который отвечает в лагере за порядок, за, скажем, понимание осужденных. «Смотрящий», либо «вор», либо «положенец» какой-то — эти люди должны окончательное решение вынести. И опять же, это непосредственно на их совести должно всё остаться. Правильно они вынесут, либо неправильно.
— Если, например, они вынесли свой вердикт, а человек и не согласен?
— В любом случае человек не согласен. Но тут уже, скажем, против законов не попрешь. То есть тут, как есть, так есть. В любом случае, можно как-то себя оправдать. Но, как правило, назад дороги нет. Выбор всегда есть. Во-первых, ты как бы можешь сразу прекратить это. То есть ты понимаешь, что это произойдет и что-то должен сделать. Кто-то вены вскрывает. Кто-то ломится с «хаты». Какой-то выбор у тебя есть. Редкий случай бывает, когда это все внезапно произошло, какие-то там обстоятельства. Не смог ты нечего сделать. Бери нож, режь тех, кто это совершил.
— Если ты зарежешь обидчиков, это как-то тебя оправдает?
— С «гарема» ты уже не выйдешь, но, по крайней мере, к тебе уже не буду приставать.
— Какой-нибудь гуманоид, который весь в татуировках, зайдёт и ничего ему за это не будет?
— Нет, сейчас уже не знаю, как «Мара сальватруча», наверно, там половина таких зэков. То есть эти наколки все вообще половина ничего не значат. Такой тюремной конкретной тематики уже нет. Сейчас, порой, можно встретить человека, который первый раз заехал и у него наколок больше, чем у любого полосатого, и не поймёшь, что наколото.
— Ну, а если захотят, как ты говоришь, докопаться, могут же и за татуировки?
— Ну, если захотят, могут докопаться до чего угодно: как ты ходишь, почему туда смотришь, не там сел, туда плюнул, чем занимался по воле, почему вот так ешь, а не так. Наколка как бы один из предлогов будет.
Сейчас многие подвержены, скажем, носить сережки, клипсы всякие, не знаю, «пирсинги». Все это в тюрьме вообще не приветствуется. Это как бы первый повод найти причину, чтобы до тебя докопаться, и это всё надо объяснить почему: либо ты пират, либо ты гей. Это тяжело всё будет понять. Понятно, одно дело воля, ты там всё это носишь, ходишь, ты свободный человек, выражаешься так. А в тюрьме эти вещи вообще не понимают. И это будет не понятно, и ты это не сможешь объяснить.
Есть такие люди, без которых тоже никак. Это, так называемые, «хозобслуга». Есть «шныри», так называемые, которые смотрят за уборкой, посудой, наведением порядка. Без них никуда.
— Это стрёмно?
— Человек сам выбирает этот путь. Каждый для себя как-то это делает. Ну как бы в общем принятом смысле, да. Это не достойно порядочного арестанта, но есть люди со слабым характером, есть кто-то просто — им так проще жить.
Если ты понимаешь, что все против тебя, всё что-то не так складывается, надо всегда действовать. Скажем так, действие оправдывает. Победителей не судят.
Елена АНКУДО
Информацию о «петухах» можно почерпнуть лишь в специфических справочных изданиях — зеки избегают обсуждения этой темы. Но не только потому, что любой контакт с «петухом», за исключением, разумеется, сексуального, грозит «нормальному» зеку попаданием на «петушатню».
До какой беды доводит длинный язык, сколько в зоне «петухов» и почему далеко не все из них «рабочие», «Последнему слову» рассказал бывший заключенный с «многолетним стажем». Интервью стало возможным только на условии полной анонимности — собеседник скрыл свое имя, не назвал колонии, в которых отбывал наказание, и статьи уголовного закона, по которым привлекался к уголовной ответственности.
ОЧЕНЬ ИНТИМНОЕ НАКАЗАНИЕ
В советские времена, когда гомосексуализм считался уголовным преступлением, «петухами» становились в качестве наказания?
Бывало по-разному. Многие начинали на свободе, потом легко соглашались на отношения и за решеткой. До 1990-х гг. «петухами» действительно становились за статью — изнасилование малолетнего, сутенерство (сутенер хуже бл…ди) или после «наказания членом». Случалось, за некий тяжелый проступок осужденного не избивали, а мочились на него. Действие это несло определенные последствия — зек автоматом переходил в «петухи». Насколько страшное это наказание, можете представить по ситуации, когда в одной из зон зеки мочой плеснули на свободного человека — начальника отряда. Первым, кто сообщил, что никогда больше не станет пить с ним чай, был его же коллега.
«Петух» не обязан вступать в половую связь с другими осужденными, некоторые остаются мужчинами нормальной ориентации — во все времена были «рабочие» и «нерабочие» «петухи». Но место его определено в «петушатне», как правило, это «вокзал» — между «очком» и входом в камеру. Под шконку «петуха», как это было раньше, не загоняют. Где он будет спать, определяет завхоз — осужденный, назначаемый администрацией колонии. В советские времена, когда «петухов» было как грязи, они жили на деревьях, привязываясь к ним, на крышах, в подвалах.
В конце 1980-х гг. в белорусские лагеря стали приходить «воровские погоны» (письма) об отмене «наказания членом» — чтобы «петухи» не ссучивались и не озлобились на людей, не работали на ментов и чтобы не разводить педерастию. Несколько лет наказание еще встречалось кое-где на зонах, но сегодня уже не применяется. В советские времена пути попадания в «обиженные» были очень простыми, сегодня за этим явлением наблюдают авторитетные осужденные. В «петушатню» просто так не загонишь — нужны веские основания.
Одно из таких оснований — осуждение за изнасилование несовершеннолетнего, самое презираемое на зоне преступление?
До конца 1980-х гг. так оно и было. Но ведь не каждому это обвинение подходит — статью дает суд, а осудить могут незаконно. Попав на зону, человек объясняет, что с ним произошло, авторитетные осужденные принимают решение. Если осужденный сам стремится в «петушатню», он туда и попадет, если нет — доказывает поступками, что является нормальным членом тюремного общества. К примеру, откажется от предложения сокамерника вступить с ним в связь.
— Как мужчина нормальной ориентации может согласиться на такое предложение?
Попав за решетку, человек находится в смятении, впадает в депрессию. И вот ему, молодому и симпатичному, предлагают безбедную жизнь в обмен на сожительство. Думаете, не соглашаются? У каждого свои склонности — зоофилов, педофилов и других извращенцев в обществе хватает. Для меня сожительство мужчины 30-35 лет с пенсионеркой — отклонение, но таковые есть. На зоне то же самое — кто-то брезгует, а кому-то нравится. В зоне это явление существует ровно столько, сколько существует сама зона. В советские годы доля «петухов» составляла порядка 5% от всех заключенных, в 1990-е гг. их количество снизилось до 2% и продолжает оставаться примерно на том же уровне. В нынешнее время довольно много лиц гомосексуальной ориентации заезжают в зону со свободы — они определили свою жизнь до того, как попасть за решетку.
40 НА ОДНОГО
— «Обиженные» вступают в половой акт добровольно или по принуждению?
Добровольно. «Петуху» платят продуктами питания, сигаретами, шоколадкой. Всегда можно отказаться — «петухов» не насилуют. Оказавшись на зоне, активный гомосексуалист рано или поздно найдет себе «петуха». Предполагаю, что и сам «петух» подсознательно готов к гомосексуальному акту — многие практиковали это на воле.
Когда зеку захотелось вступить в связь, он предлагает «петуху» оплату. Взял — значит, согласился идти в подвал, подсобку — куда угодно, даже в туалет. Припоминаю, как в одной из белорусских колоний зека, изнасиловавшего трехлетнего ребенка, за ночь в туалете пропустило около сорока человек.
— Тоже по согласию?
Да. А потом этот зек написал на всех заявление, мол, изнасиловали его, хотя все было по согласию, каждый заплатил. Этот факт подтверждает мнение нормальных заключенных, что большинство педерастов — люди с ограниченной психикой, которые могут сотворить любую подлость. Уголовное дело по заявлению того осужденного не возбудили.
«ЕГО ДАЖЕ РУКОЙ БИТЬ НЕЛЬЗЯ»
— Можно ли определить «обиженного» по внешнему виду?
На воле устоявшиеся гомосексуалисты хорошо заметны, на зоне — не всегда. Зеки с самым низким статусом изворотливы, они, как змея, будут петлять, выдавая себя за кого угодно, только не за «обиженного». Бывает, «петухам» верят, здороваются за руку, чифирят. В этом случае проблемы будут у обоих. К обычному зеку будет определенное отношение, хотя в «петушатню» не загонят, а «обиженному» за сокрытие факта отсадят мозги. Если «петух» попытается скрыть статус, придя в зону по новому сроку, его сперва отымеют по очереди, а затем изобьют до полусмерти. Морально воздействовать на такого человека бесполезно, он же педераст, его даже рукой бить нельзя — только палкой или ногой. Но и «петуху», который знает свое место, многое не позволено.
Кто такой «водолаз» на тюремном сленге
Некоторым тюремным терминам сложно найти логическое объяснение. Скорее всего, некоторых представителей касты «опущенных» стали называть «водолазами» из-за необходимости задерживать дыхание. Как бы там ни было, их роль является одной из наиболее унизительных. Поэтому для многих осужденных клеймо «водолаза» оказывается подобным смерти.
У данного названия есть несколько синонимов: «газонюх», «газоопущенный», «форточник». На зоне такие люди выполняют роль живых кондиционеров. Когда авторитетный осужденный планирует испортить воздух в камере, он подзывает к себе «водолаза». Тот обязан вдохнуть кишечные газы, добежать до окна, и выдохнуть.
Если вышестоящие осужденные посчитают, что работа была выполнена некачественно, «водолаз» будет наказан. Для этого могут использоваться различные виды унижений. Но чаще всего применяется коллективное избиение.
Быт «опущенных» зеков
После того, как «опускают» в тюрьме заключенного, он становится изгоем местного общества, к которому буквально не относятся, как к человеку. «Петухам» отводится специальное место в камере или казарме — около «параши». Им приходится выполнять самую грязную и постыдную работу — чистить туалеты, выносить «парашу» и т. п.
После того, как опускают воров и других заключенных, им больше не подают руку, да и вообще прикоснуться к «петухам» считается постыдным. У них даже есть своя посуда в столовой, в которой проделывают дырки. Эти отверстия «опущенные» затыкают пальцем, чтобы из посуды не вытекал суп. Поэтому «петухов» также называют «обладателями дырявой тарелки».
Для того чтобы разобраться в количестве слухов и верных сведений от «очевидцев», касающихся того, что делают в тюрьме с насильниками, нужно подробно изучить саму статью УК, отличия зон и колоний.
«Опущенные» и «петухи»
Что делают в тюрьме с насильниками? «Смотрящие» подробно выясняют обстоятельства и принимают решения. Если речь идет о насилии над женщиной, то у человека есть возможность воспользоваться оправдательными моментами. Это и шантаж «коварной» любовницы с целью женитьбы, и месть за неверность и обман. Такие истории воспринимаются с сочувствием и оправдывают поступок.
Что делают в тюрьме с насильниками мужчин? Их «петушат». Гомосексуализм остро не приветствуется в преступном обществе. Здесь осужденному трудно найти оправдание, и он становится общим «любовником».
Нужно определить различие, ведь «опускание» и «петушение» — это не одно и то же. «Опущенный» может не быть «петухом». Он спит у параши, убирает в камере, выполняет любые прихоти сокамерников от рассказывания сказок до кормления с ложечки. Это общий раб, но и у него есть свои привилегии. Если «опущенный» хорошо и добросовестно выполняет свои обязанности, его нельзя зря и без причины бить и заниматься с ним сексом. Его можно даже приласкать, как домашнее животное, и подкормить хорошей едой. Но нельзя здороваться с ним за руку и есть из одной тарелки.
Что делают с насильниками на зоне, если его «запетушили»? У такого человека свои обязанности. Это выполнение сексуальных желаний хозяина. У него может быть один любовник или его услугами могут пользоваться все. Если у него один хозяин, то «петух» может ублажать его и сказками, и массажем ног, но другим этого делать не будет. Он не обязан мыть парашу и убирать за сокамерниками. Такое распределение считается логичным, чтобы не смешивать секс и человеческие отходы.
Что делают в тюрьме с насильниками и хорошо ли им там живется? Если заключенный доказал свою невиновность по моральному кодексу «блатных», то у него есть все шансы ходить в «мужиках», то есть в уважаемых людях. Если нет возможности доказать, что был прав, то всегда можно просто отмахаться. В истории есть случаи, когда человек пронес нож и просто не подпустил к себе группу наказания.
В любом случае не стоит скрывать ни статью, ни мотивы. Тюрьма давно уже не изолированное общество и достать правдивую информацию можно легко и быстро. В таком случае обман не прощается. Если только за период проверки насильник не зарекомендовал себя с наилучшей стороны перед смотрящим и сокамерниками.
Самодостаточные «прокаженные»
Психологи, проводившие в ряде российских МЛС исследования поведения заключенных, принадлежащих к различным мастям-кастам, пришли к любопытным выводам относительно самопозиционирования представителей низшей из тюремных категорий зеков – «опущенных» («петухов», «обиженных» и т.п.). Они, как правило, не хотят покидать свой, отгороженный от основной массы заключенных, мирок – с персональными углами для ночлега в тюремных камерах или в отрядах колоний, предназначенной только для них посудой и другими «выделенными привилегиями». Там их никто не трогает, они сами по себе.
Более того, «опущенные» в какой-то степени чувствуют собственную необходимость в системе тюремного мира, отдавая себе отчет в том, что их грязную работу (уборка отхожих мест, производственных помещений, чистка выгребных ям и т.д.) больше делать некому.
Между тем отгороженность «опущенных» от остальных зеков обусловлена не только и не столько брезгливостью по отношению к ним со стороны сокамерников, сколько страхом «зафоршмачиться», «загаситься», вступив в контакт с «петухами».
— «Обиженные» тоже пользу приносят?
— Они тоже пользу приносят. Во-первых, самое главное, что вся уборка на них. Вся уборка, вся грязная работа, ассенизационные работы, то есть вся грязь, короче, на них. Без них никуда.
На сегодняшний день нет уже понимания татуировки, партаков, так скажем, как это было раньше. Раньше это каждая статья, этот был определенный какой-то знак: купала, отсиженные срока, воровские звёзды. Было понимание. Почему портаки были сделаны? Чтобы не задавать лишних вопросов. Человека не принято было спрашивать. А по наколке ты мог прочитать весь его жизненный путь. Поэтому строго отмечалось, каждая наколка должна была по рангу быть. Т. е. по соответствию, если есть звёзды, ты должен соответствовать звездам. Есть какие-то определенные наколки, которые заставляли стирать стеклом и лезвием, и полотенцами. Стирали не соответствующие наколки. На сегодняшний день это уже нет.
Масти на зоне неизменны. Из низшей касты нельзя перейти в более авторитетную. Так, «козел» никогда не станет «мужиком» или «блатным». А вот попасть в самую низшую касту можно.
Такая масть, как «петух», — настоящий кошмар для заключенного. Арестантам, попавшим в данную касту, на зоне живется, мягко говоря, не просто. Эту группу заключенных еще называют «обиженными», «опущенными», «неприкасаемыми». К этой масти относятся пассивные гомосексуалисты и заключенные, наказанные посредствам совершения с ними полового контакта. Причем, самого полового акта может и не быть: арестанту могут просто провести половым органом по губам, и с этого момента он будет считаться «петухом».
Представители данной масти являются изгоями: к ним нельзя прикасаться, нельзя у них ничего брать. «Петухи» пользуются отдельной посудой, имеют отдельное спальное место (как правило, при входе в камеру). С ними не принято разговаривать. «Петухам» запрещено приближаться к остальным заключенным ближе, чем на три шага. Именно они выполняют самую грязную работу в тюрьме — чистят сортиры, моют плац.
Иерархия тюремных каст
В пенитенциарных учреждениях стран бывшего СССР существуют 4 основных категории («масти») заключённых, а также различные промежуточные группы. Характерной особенностью этой иерархии является лёгкость перехода из более высокой касты в более низкую (этот переход называют «опусканием», хотя обычно это слово употребляется в более узком смысле — перевод заключённого в касту «петухов»). В то же время, переход в обратном направлении обычно очень сложен или вовсе невозможен. Например, чтобы стать петухом, заключённому достаточно сесть в столовой за «петушиный» стол, тогда как способа перейти из петухов в другую касту не существует.
В тюремной иерархии каста опущенных занимает самую низшую позицию. Причем в этой позиции особо проявляется кастовость, согласно которой выхода из «опущенных» нет.
В самой касте «опущенных» также присутствует своя иерархия, в которой всем заведуют «главные петухи». Они свободно издеваются над ниже стоящими, эксплуатируют их труд.
Решение о том, чтобы опустить заключенного, принимают авторитеты. Повод для такого тюремного падения должен быть, как минимум, веским.
Итак, опустить на зоне в 2020 году могут за следующие виды проступков:
- Передача информации сотрудникам исправительного учреждения или полиции;
- Кражи имущества заключенных;
- Осужденные за изнасилование или убийство несовершеннолетних;
- Осужденные, не соблюдающие правила гигиены на зоне;
- Не возврат карточных долгов;
- Бывшие сотрудники полиции или осужденные, имеющие родственников, работающих в полиции;
- Гомосексуалисты и др.
На самом деле причин для такого падения может быть множество, но откровенный беспредел в этой сфере наказывается на зоне тем же способом.
Если кто-то без видимых на то причин опустил другого осужденного, его также могут подвергнуть эту позорному действию за созданный им беспредел.
В тюрьме запрещено прикасаться к «опущенным» и их вещам.
Кого называют гребень?
Открытые пассивные гомосексуалисты именуются «гребнями» («петухами», «опущенными»).
«Гребнем» также может стать любой заключенный, подвергшийся сексуальному насилию в самой зоне. Это может произойти в нескольких случаях:
- оскорбление авторитетов;
- невыполнение приказов;
- проигрыш в карты;
- неумение постоять за себя и отстоять собственное мнение.
«Гребнями» в тюрьме становятся не только после полового акта. Процесс опускания включает в себя 3 разных способа:
- стандартный – сексуальное насилие и принудительный анальный секс;
- проведение по губам, лицу или обнаженным ягодицам эрегированным половым членом другого заключенного;
- семяизвержение на лицо заключенного.
Последние два способа могут происходить и без ведома опускаемого. В этот момент он может спать или находиться в бессознательном состоянии после сильного избиения сокамерниками.
Скрывать факт того, что заключенный является гомосексуалом или был опущен за оплошность, нельзя. Если другие заключенные, контактировавшие с ним, узнают об этом, то могут забить «гребня» до смерти. Причина тому – «зафоршмачивание» всей «людской хаты», т.е. нормальные арестанты, живущие «по понятиям», испачкали себя из-за контакта с ним.
«Гребни» – это низшая и бесправная каста в тюремной иерархии. Они имеют только обязанности и табу. «Гребень» не имеет права:
- разговаривать с другими арестантами;
- подходить к авторитетам ближе, чем на три шага;
- прикасаться к другим заключенным;
- спать на нарах;
- есть вместе с остальными заключенными и использовать общую посуду;
- ходить в общий туалет или пользоваться умывальниками и душем;
- прикасаться к собственной передаче и брать что-либо оттуда.
В посуде и столовых приборах «гребней» просверливаются отверстия, чтобы другие заключенные могли узнать «зашкварную» утварь и не прикасались к ним и не «законтачились». После приема пищи их посуда ставится отдельно от общей и моется в отведенной для них раковине, помеченной краской.
Умывальники и душевые «опущенных» тоже помечаются краской. В некоторых тюрьмах (например, в Сибири) на верхней одежде «гребней» бывают специальные нашивки в виде синих полосок. Все эти меры предназначены для того, чтобы другие заключенные могли максимально оградить себя от контакта с ними.
Многих «гребней» насильственно клеймят. На спине им набивают наколку в виде короны со всеми карточными мастями – это значит, что заключенный готов ко всем видам сексуального контакта. Вместо короны может быть наколка в виде перстня с двумя червонными мастями по бокам, петух, распускающаяся в руках роза или же черная точка возле глаза или губ.
Самой значимой, важной и почетной мастью на зоне являются «блатные». Эта каста самая малочисленная, и попасть в нее просто так не получится. Итак, кто такой «блатной»?
«Блатные» — это настоящая, практически безграничная власть на зоне. Именно члены этой группы устанавливают неписаные правила поведения в местах лишения свободы, следят за порядком на зоне, решают конфликтные ситуации, возникающие между заключенными, и наказывают «провинившихся» по всей строгости тюремного закона.
Особой группой «блатных» являются так называемые воры в законе. Это признанные Причем, они не обязательно должны промышлять кражами. «Вор в законе» — это человек, имеющий безупречную криминальную репутацию, правильные понятия и четко соблюдающий
Если отвечать на вопрос о том, кто такой «блатной», то можно сказать, что который ведет себя «правильно» не только на зоне, но и не имел никаких «косяков» на свободе. К примеру, «блатные» не должны служить в армии, на воле они не должны были занимать руководящие должности или работать в сфере обслуживания (таксистами, официантами). В советские времена подобным авторитетам запрещалось иметь семью и состоять в какой-либо политической партии.
Да, представь себе. Общество внутри тюрьмы не так уж и отличается от общества снаружи. Заключенные точно так же не любят американцев, радуются олимпиаде и присоединению Крыма. И точно так же бурно реагируют на все информационные вбросы, либо пропаганду. Доступ к внешним событиям есть у всех. И наличие того самого «патриотизма» тоже присутствует. Вообще, очень забавно, когда смотришь со стороны. Вот они, люди, которые заточены в колонии государством и которые это же государство поддерживают. Суть не в виновности или невиновности, но просто такую иронию сложно выдумать самому.
Впрочем, если у тебя достаточно финансов, ты вполне можешь устроить себе тюремный курорт с проститутками, бухлом и наркотиками. Если же нет, то на интернет тебе всё же должно хватить. В любом случае, чтобы обеспечить себе более-менее нормальную жизнь в таких ненормальных условиях, надо двигаться, как и на воле. Если же ничего не делать, положение своё ты не изменишь. И, конечно, будь осторожен и умей заводить правильных друзей. Приятели никогда не помешают.
Самодостаточные «прокаженные»
Психологи, проводившие в ряде российских МЛС исследования поведения заключенных, принадлежащих к различным мастям-кастам, пришли к любопытным выводам относительно самопозиционирования представителей низшей из тюремных категорий зеков – «опущенных» («петухов», «обиженных» и т.п.). Они, как правило, не хотят покидать свой, отгороженный от основной массы заключенных, мирок – с персональными углами для ночлега в тюремных камерах или в отрядах колоний, предназначенной только для них посудой и другими «выделенными привилегиями». Там их никто не трогает, они сами по себе.
Более того, «опущенные» в какой-то степени чувствуют собственную необходимость в системе тюремного мира, отдавая себе отчет в том, что их грязную работу (уборка отхожих мест, производственных помещений, чистка выгребных ям и т.д.) больше делать некому.
Между тем отгороженность «опущенных» от остальных зеков обусловлена не только и не столько брезгливостью по отношению к ним со стороны сокамерников, сколько страхом «зафоршмачиться», «загаситься», вступив в контакт с «петухами».