Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные средства в бюджетном учете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
В какой момент принимать к учету основное средство
Кроме признания актива объектом OC, для корректного бухучета следует правильно определить дату принятия его к учету в качестве такого объекта.
Капитальные вложения в актив признавать основным средством нельзя. Отсюда основное правило для принятия к учету объекта OC — это нужно сделать на дату, когда все капвложения в него завершены:
- понесены все затраты на приобретение (создание) объекта, и их сумма определена;
- объект находится в месте и в состоянии, в котором его планируют использовать, то есть готов к эксплуатации.
На практике встречаются ситуации, когда объект OC начинает эксплуатироваться не целиком, а по частям. Как поступить в таком случае? Нужно признать OC только ту часть капвложений, которая относится к уже используемому объекту или его части.
Способ, которым распределяют стоимость капвложений между используемой и незавершенной частями OC, должен быть обоснованным и рациональным. Его желательно заранее продумать и установить в учетной политике. Например, на практике такое распределение выполняют пропорционально физическому показателю, характерному для данного объекта:
- для объекта недвижимости — площадь;
- для объекта, представляющего собой систему, состоящую из ряда однородных элементов, — количество таких элементов и т. д.
В связи с особенностями деятельности компании у нее могут иметься OC, которые не задействуются, но приведены в состояние готовности к использованию на случай особых ситуаций (находятся в запасе или в резерве). Каких-либо особенностей принятия к учету таких OC нет — они принимаются к учету в общем порядке.
Что относится к основным средствам
Под такими фондами понимается имущество организации, используемое в целях производства товаров, работ или услуг или для непосредственного функционирования учреждения на протяжении периода, превышающего 12 месяцев, либо производственного, операционного цикла свыше 1 года.
К основным средствам принято относить:
- здания и сооружения;
- машины и оборудование;
- приборы, устройства и инструменты;
- вычислительную технику;
- транспортные средства;
- инвентарь и хозяйственные принадлежности;
- племенной и рабочий скот;
- многолетние насаждения;
- дороги.
Основными средствами также являются различные капиталовложения — вложения с целью коренного земельного улучшения и фонды на правах аренды, участки земли, объекты природопользования.
Основные средства принимаются к учету только при единовременном выполнении определенных критериев:
- Средство предназначено для производства товаров, работ, услуг, а также для функционирования учреждения или же для реализации фондов за денежное вознаграждение во временное пользование и владение.
- Использование средства должно происходить на протяжении длительного периода, продолжительность которого превышает 12 месяцев.
- Предприятие не планирует дальнейшую перепродажу фонда.
- В будущем средство может приносить прибыль или экономическую выгоду организации.
К основным средствам не относятся объекты, учтенные в качестве готовой продукции на складах производителя, продуктов на складах реализаторов. Данные товары будут перепроданы, что является несоблюдением одного из критериев отнесения продукции к основным фондам.
Не являются такими средствами и объекты, которые находятся в пути или переданы для монтажа. Капитальные и финансовые вложения, за исключением вложений в арендованные активы и на улучшение земель, также не относятся к основным средствам.
Как определить срок полезного использования основных фондов
При учете такого средства необходимо определить срок его полезного использования и амортизационную группу. При использовании объектов его стоимость переносится на себестоимость произведенных продуктов при помощи амортизационных отчислений.
Под сроком полезного использования понимается период извлечения прибыли и экономических выгод при эксплуатации основного средства. Учреждение определяет срок полезного использования самостоятельно, руководствуясь своими отраслевыми и организационными особенностями. Для некоторых объектов СПИ устанавливается на основании количественного фактора, то есть по количеству изготовленной продукции или же выполненных работ, услуг в натуральном выражении, которые предприятие планирует получить от применения того или иного основного средства.
При определении СПИ специалисты должны руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.2002. В нем закреплена классификация объектов, в которой основные средства сгруппированы по сроку полезного использования — для каждой классификационной группы определены верхняя и нижняя временные границы.
Если имущественный объект состоит из нескольких составных частей, то возможны ситуации, когда для каждой его компоненты устанавливается различный срок полезного использования. Такие составляющие отражаются в учете как отдельные основные средства.
Учет малоценных основных средств
Ранее малоценка сначала учитывалась на счете 10, а по мере отпуска активов в производство списывалась на расходы. Учет малоценных основных средств в 2023 году ведется иначе. Теперь такие объекты относят в состав расходов сразу же, в том периоде, в котором траты по их приобретению были произведены. Счет 10 больше не используется.
При этом в п.5. ПБУ 6/2020 ясно указано, что организация обязана обеспечить контроль за учетом малоценных активов после их списания. Это может быть реализовано следующим образом:
- учет малоценки на отдельных забалансовых счетах;
- учет таких активов в особых бухгалтерских регистрах, разработанных самостоятельно (соответственно, состав и формы таких документов должны быть закреплены учетной политикой).
Как учесть по новым правилам объекты основных средств, балансовая стоимость который уже равна нулю
При этом первоначальная стоимость ОС (с учетом переоценки) не изменяется. Пересматривается СПИ, в связи с этим пересчитывается сумма амортизационных отчислений. Новый СПИ определяется исходя из того, в течение какого срока использование объекта ОС будет приносить экономические выгоды организации.
Избранный организацией способ отражения последствий изменения учетной политики раскрывается в первой бухгалтерской отчетности, составленной с применением ФСБУ 6/2023. Следовательно, в пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год организации требуется раскрыть причину изменения срока полезного использования, а также сумму изменения величины амортизации.
Для облегчения перехода на новый порядок учета основных средств в бухгалтерской отчетности, начиная с которой применяется ФСБУ 6/2023, организация может не пересчитывать связанные с основными средствами сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчетному, произведя единовременную корректировку балансовой стоимости основных средств на начало отчетного периода (конец периода, предшествующего отчетному). Для целей указанной корректировки балансовой стоимостью основных средств считается их первоначальная стоимость (с учетом переоценок), признанная до начала применения ФСБУ 6/2023 в соответствии с ранее применявшейся учетной политикой, за вычетом накопленной амортизации. При этом накопленная амортизация рассчитывается в соответствии с ФСБУ 6/2023 исходя из указанной первоначальной стоимости, ликвидационной стоимости и соотношения истекшего и оставшегося срока полезного использования, определенного в соответствии ФСБУ 6/2023. (п. 49 ФСБУ 6/2023, информационное сообщение Минфина России от 03.11.2023 N ИС-учет-29).
С 2023 года вводится новый стандарт ФСБУ 6/2023, который не предполагает отражение основных средств с балансовой стоимостью равной нулю. У организации есть такие объекты, срок полезного использования которых уже давно вышел, балансовая стоимость равна нулю, но организация продолжает их эксплуатировать. Что делать с такими основными средствами — заново определить срок полезного использования, ликвидационную стоимость, пересчитать амортизацию с учетом нового СПИ и ликвидационной стоимости?
Согласно п. 8 ФСБУ 6/2023 организация определяет СПИ для каждого объекта основных средств, а сумма амортизации объекта основных средств за отчетный период должна определяться таким образом, чтобы только к концу срока амортизации балансовая стоимость этого объекта стала равной нулю, или равной его ликвидационной стоимости (если она определена) (п. 32 ФСБУ 6/2023).
Основные средства бюджетного учреждения: обзор и классификация
Одной из основных категорий являются здания и сооружения. Это может быть здание административного комплекса, помещения для различных отделов и служб, спортивные сооружения и многое другое. Здания и сооружения обеспечивают необходимую инфраструктуру для работы учреждения и обслуживания граждан.
Еще одной категорией являются транспортные средства. Это может быть автопарк, включающий в себя автомобили, автобусы, грузовые машины и т.д. Транспортные средства необходимы для выполнения служебных обязанностей учреждения, доставки грузов и перевозки сотрудников.
Также в состав основных средств входят машины и оборудование. Это может быть различное оборудование для производства, медицинское оборудование, компьютеры и техника для выполнения специальных задач. Машины и оборудование помогают учреждению выполнять свои функции качественно и эффективно.
Основные средства бюджетного учреждения также могут включать предметы мебели и другие материальные ценности. Это может быть мебель для рабочих мест сотрудников, мебель для приемного кабинета или ожидания, а также другие предметы, необходимые для обслуживания граждан и проведения работы в учреждении.
Важно отметить, что основные средства бюджетного учреждения являются государственной собственностью и должны использоваться строго для выполнения задач и целей учреждения. Они должны быть подлежат проверке и учету в соответствии с действующим законодательством.
Категория | Примеры |
---|---|
Здания и сооружения | административные здания, спортивные сооружения |
Транспортные средства | автомобили, автобусы, грузовые машины |
Машины и оборудование | производственное оборудование, медицинское оборудование, компьютеры |
Мебель и другие материальные ценности | рабочая мебель, мебель для приемного кабинета |
Какие средства считаются основными
Основные средства (или ОС) — это имущество организации. Например, автомобили, недвижимость, земельные участки, станки на производстве.
Имущество признается ОС, если:
-
Обладает материальной формой.
-
Компания планирует использовать объект больше 12 месяцев.
-
Имущество приобретено не для последующей перепродажи, а для использования в деятельности бизнеса (на производстве, в оказании услуг, при сдаче в аренду и т.д.).
-
Пользование объектом приносит прибыль организации.
Например, мебельная компания приобретает грузовой автомобиль для доставки готовой мебели покупателям. Автомобиль — основное средство, так как:
-
У него есть материальная форма.
-
Компания планирует использовать машину для доставки несколько лет.
-
Автомобиль купили для бизнеса, а не для того, чтобы потом перепродать.
-
Доставка мебели в организации платная — это значит, что транспорт будет приносить выгоду.
Структура номера счета бюджетного учета
Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениями осуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета.
Номер счета бюджетного учета состоит из 26 разрядов.
1-17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов.
18 разряд — код вида деятельности:
- при отсутствии возможности отнесения к определенному виду деятельности — 0;
- бюджетная деятельность — 1;
- предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход — 2;
- деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3.
19-20 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета.
22-23 раздел — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета.
24-26 разряд — код Классификации операций сектора государственного управления.
Структура номера счета приведена в таблице 1.
Таблица 1. Структура номера счета плана счетов бюджетного учета
1-17 разряды | 18 разряд | 19-20 разряды | 22-23 разряды | 24-26 разряды | |||
Код функциональной классификации расходов бюджета | Код вида деятельности | Код синтетического счета | Код аналитического счета | Код классификации операций сектора государственного управления | |||
Администратор ГРБС | Наименование раздела, подраздела | Наименование целевых статей | Наименование вида расходов | ||||
092 | 0702 | 4210000 | 452 | 1 | 101 | 02 | 310 |
Второй вид основного имущества
Кроме непосредственно производственного оборудования и транспортных средств, основным имуществом в бюджетном учреждении может являться также недвижимость, здания и сооружения.
Недвижимое имущество, включающее здания и сооружения, играет важную роль в процессе оказания услуг и предоставления государственных функций. Это могут быть административные здания, штаб-квартиры, офисные помещения, детские сады, школы, медицинские учреждения, спортивные объекты и другие.
Основное недвижимое имущество является неотъемлемой частью бюджетного учреждения и необходимо для его эффективного функционирования. Оно обеспечивает комфортные условия для работы и обслуживания клиентов, а также предоставляет необходимые пространства для различных процессов, таких как образование, здравоохранение, культура и другие.
Владение и эксплуатация недвижимости требует определенных затрат на техническое обслуживание, ремонт и модернизацию. Поэтому, для эффективного использования недвижимого имущества в бюджетном учреждении требуется эффективное планирование и управление ресурсами, а также постоянное внимание к его состоянию и обновлению.
Основное имущество в бюджетном учреждении имеет большое значение для обеспечения качественных услуг и выполнения задач, поставленных перед ним. Поэтому, управление вторым видом основного имущества — недвижимостью и сооружениями, является одной из важнейших задач руководителя и специалистов данного учреждения.
Основные моменты изменений в бюджетном учете с 2024 года
Изменения в бюджетном учете, которые вступят в силу с 2024 года, представляют собой существенные нововведения, которые охватывают несколько ключевых областей. Важно ознакомиться с этими изменениями заранее, чтобы быть готовым к их внедрению и избежать непредвиденных проблем.
Одним из основных моментов изменений является переход на новую систему классификации расходов и доходов. Существующая система будет заменена на новую, которая будет более подробной и унифицированной. Это позволит более точно отслеживать и анализировать финансовые операции, что сделает бюджетный учет более прозрачным и эффективным.
Кроме того, изменения в бюджетном учете с 2024 года касаются также сроков представления отчетности. Введутся новые сроки, которые должны быть соблюдены предприятиями при представлении отчетности. Это позволит более своевременно получать и анализировать финансовую информацию и принимать соответствующие решения на основе этой информации.
Также, важным моментом изменений является усиление контроля со стороны налоговых органов. Будут введены новые требования и процедуры, которые позволят более эффективно контролировать финансовую деятельность предприятий и выявлять нарушения. Это потребует от предприятий большей ответственности и внимательности при ведении бюджетного учета.
Одним из ключевых моментов изменений является также внедрение электронного документооборота. С 2024 года все отчеты и документы должны представляться в электронной форме. Это позволит сократить бюрократические процедуры и упростить взаимодействие с налоговыми органами.
Наконец, важно отметить, что изменения в бюджетном учете с 2024 года потребуют от предприятий внедрения нового программного обеспечения и обучения персонала. Для успешной адаптации к новым требованиям необходимо заранее начать подготовку и ознакомление с новыми правилами и процедурами.
Какие риски возникают при новом учете
Внедрение изменений в бюджетный учет, которые планируются с 2024 года, может быть сопряжено с определенными рисками для предприятий. Необходимо учитывать эти риски и принимать соответствующие меры для их минимизации.
Один из главных рисков — это неправильная интерпретация новых правил и ошибки в их применении. Поскольку изменения в бюджетном учете могут быть сложными и требовать новых навыков и знаний, сотрудники, ответственные за учет, могут совершить ошибки при проведении бюджетных операций. Это может привести к искажению финансовой отчетности и неправильному принятию управленческих решений.
Другим риском является потеря времени и ресурсов на обучение персонала. Внедрение новых правил бюджетного учета потребует времени и усилий для обучения сотрудников и освоения новых программ и инструментов. Во время этого переходного периода возможны сбои в работе и снижение эффективности бухгалтерии.
Также следует учитывать риск сопротивления со стороны персонала. Люди, привыкшие работать по старым правилам, могут быть неохотными принимать и адаптироваться к новым изменениям. Это может вызвать сопротивление, негативное настроение и снижение производительности.
Для минимизации рисков необходимо провести подготовительные мероприятия. Важно обеспечить качественное обучение сотрудников, чтобы они понимали новые правила и могли их правильно применять. Также стоит предусмотреть резервные планы и дополнительные ресурсы на случай возникновения проблем во время переходного периода.
В целом, переход к новым правилам бюджетного учета может принести ряд рисков для предприятий. Однако, с правильной подготовкой и планированием, эти риски могут быть минимизированы, и переход будет более гладким и эффективным.
Стандарт «Основные средства»
С 2024 года изменился учет основных средств в бюджетных учреждениях. И если с января 2024 года учет необходимо уже перестроить по новому, то и готовиться к этому необходимо заранее. Кроме того, годовую отчетность составлять нужно уже по-новому. Для того, чтобы в начале года не возникало путаницы, заранее следует позаботиться о следующем:
- Провести анализ всех ОС, которые есть на балансе организации. Часть из этих ОС нужно будет перевести на забаланс, в балансе же останутся только активы.
- Отобрать малоценное имущество, которое может быть объединено в единый объект. Таким образом можно упростить учет, а также избавиться от большого количества номеров и инвентарных карточек.
- Определиться с тем, какое имущество поделить на обособленные инвентарные объекты. Так имущество можно контролировать наиболее тщательно, а также списание его станет намного проще (к примеру, компьютеры).
Методические указания по внедрению стандарта в учет Минфин дал в письме №02-07-07/79257 от 30.11.2017.Кроме того, в письме содержаться переходные положения «Основные средства», связанные с вопросами отражения в учете недвижимости.
Новое в НДФЛ. Отчетность. Отдельные вопросы исчисления и уплаты
С 1 января 2023 года изменятся правила уплаты НДФЛ с заработных плат работников и порядок формирования по форме 6-НДФЛ.
Волков Владислав Дмитриевич, заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России, расскажет об особенностях заполнения формы 6-НДФЛ за 2022 год, об изменениях в порядке учета доходов и их отражения в отчетности начиная с 01.01.2023 с учетом новых правил определения даты получения дохода, а также об изменениях сроков уплаты НДФЛ в новом году.
Алла Назарова, эксперт 1С, на практических примерах в «1С:Зарплате и управлении персоналом 8» (ред. 3) расскажет об изменениях в программе в части учета НФДЛ, когда лучше выплатить зарплату за декабрь 2022 года и на что обратить внимание при формировании и сдаче формы 6-НДФЛ за 2022 год.
Лекция пройдет в формате онлайн-трансляции. Задать вопрос лектору можно при регистрации на лекцию.