Разрешено ли движение по автобусной полосе такси без путевого листа

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешено ли движение по автобусной полосе такси без путевого листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Работающий счетчик также послужит аргументом в пользу того, что автомобиль движется по определенному маршруту, а не едет в свободном потоке. При этом многие таксисты жалуются, что система ГЛОНАСС установлена далеко не во всех машинах, поскольку на момент выхода постановления она даже не заработала.

Кому необходимо использовать путевой лист в своей работе

В соответствии с п. 2 ст. 6 закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ использовать транспортное средство без оформления путевого листа запрещено в следующих случаях:

Возможна ситуация, когда сотрудник организации не является водителем, не перевозит пассажиров и грузы, а использует автомобиль в рабочих целях для передвижения. Грозит ли штраф за путевой лист в такой ситуации? Однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день нет. Есть подтвержденное судами мнение, что в данной ситуации путевой лист не нужен (см., например, решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013). Однако стоит отметить, что сотрудники ГИБДД могут придерживаться иной точки зрения, поэтому существует большая вероятность того, что свою правоту придется отстаивать в судебном порядке.

Мы рекомендуем в такой ситуации выдавать путевой лист сотрудникам, чтобы избежать споров с ГИБДД и, как следствие, возможных судебных разбирательств. Помимо этого, нельзя забывать, что путевой лист является документом, подтверждающим расход ГСМ. Это еще один очевидный факт в пользу выдачи путевых листов.

Исходя из вышесказанного, получается, что все организации, применяющие транспортные средства в своей работе, должны использовать путевые листы. Здесь хотелось бы отметить, что путевой лист обязаны оформлять даже индивидуальные предприниматели, использующие в своей работе собственные транспортные средства и самостоятельно осуществляющие перевозку пассажиров или грузов.

Об особенностях оформления путевого листа ИП читайте в этом материале.

Единственным случаем, когда оформление путевого листа не является обязательным, будет ситуация, когда физическое лицо использует собственное транспортное средство в своих целях либо передает его по доверенности другому физическому лицу.

Срок действия путевого листа с 2023 года

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Комментарии ГИБДД по выделенным полосам

Итак, суть последних комментариев ГИБДД сводилась к следующему. Поскольку двухколесный транспорт имеет небольшие размеры, он не может создать помех общественному транспорту и поэтому может (должен) двигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств.

Сразу же отмечу, что даже если бы эти комментарии были официальными, то они скорее являются инструкцией для сотрудников ГИБДД. Т.е. сотрудники ГИБДД могут «закрывать глаза» на велосипедистов и скутеристов, движущихся по выделенным полосам.

Кстати, на практике штрафы водителям двухколесного транспорта и так выписываются нечасто, поэтому в любом случае мало что может измениться.

С другой стороны, при возникновении ДТП, например, с мопедом, едущим по выделенной полосе, любой грамотный водитель общественного транспорта сможет доказать, что мопед находился там, где находиться ему бы не следовало.

Изменения коснулись пункта 18.2 Правил дорожного движения и описания знаков 5.11 и 5.14 приложения 1 к Правилам дорожного движения

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе.

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.

Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Знак 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств».
Дорога, по которой движение маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, осуществляется по специально выделенной полосе навстречу общему потоку транспортных средств.

Читайте также:  Какие документы нужны для молодой семьи 2024 оформления на выплату

Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств, движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Знак 5.14 «Полоса для маршрутных транспортных средств».
Полоса, предназначенная для движения только маршрутных транспортных средств и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси , движущихся попутно общему потоку транспортных средств. Действие знака распространяется на полосу, над которой он расположен. Действие знака, установленного справа от дороги, распространяется на правую полосу.

Мы видим, что полосу для маршрутных транспортных средств теперь можно использовать и для движения легкового такси.

Таким образом на первый взгляд у легкового такси появилось большое преимущество перед всеми другими транспортными средствами, ведь в отличии от маршрутных транспортных средств движение такси может проходить как по полосам общего пользования, так и по полосе для маршрутных транспортных средств.

Но так ли все гладко на самом деле?

IV. Допуск водителя к работе без обязательного медосмотра

Инспекторов труда заинтересует допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), а также при наличии медицинских противопоказаний (ч. 1 ст. 23.12). За такое нарушение ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере от 15 000 до 25 000 рублей; на юридических лиц – от 110 000 до 130 000 рублей.

При повторном нарушении такого рода, допущенном лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, штраф на должностных лиц вырастает до 30 000 – 40 000 рублей (нарушитель также может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет). ИП может быть оштрафован на такую же сумму; организация поплатится штрафом в размере от 100 000 до 200 000 рублей. Альтернативное наказание юрлица или ИП — административное приостановление судом деятельности на срок до девяноста суток (ч. 5 ст. 5.27.1, ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Повторным нарушением будет считаться деяние, совершенное в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию, т. е., в течение 1 года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за предыдущее аналогичное нарушение (пп. 2 ч. 1 ст. 4.3, ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ).

Особенности использования выделенных полос

Несколько лет ситуация разъяснялась, несмотря на то, что разрешение выезда такси на выделенные полосы появилось еще в 2013 году. После ряда разбирательств по штрафам и внесения уточнений появилось точное разъяснение: легальные такси имеют право выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта. Разрешение закреплено в правилах дорожного движения.

Узнав о том, что полосы доступны для такси, многие водители использовали их и получали большие штрафы. С такой проблемой столкнулись водители многих городов России. Выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта могут такси при наличии лицензии.

Для использования полос необходимо выполнить ряд условий:

• на борта машины нанесены шашечки; • на крыше автомобиля установлен световой специальный фонарь; • машина должна быть оборудована таксометром или счетчиком; • у автомобиля должны быть специальные «желтые номера».

В Москве введено дополнительное условие: лицензии выдаются на машины исключительно желтого цвета. Таксисты Подмосковья имеют право выезжать на выделенные полосы в Москве, если их автомобили не окрашены в желтый.

Когда можно ездить по выделенной полосе?

Выше перечислены транспортные средства, которые могут использовать автобусную полосу наряду с маршрутным транспортом. Проще говоря, ездить по ней.

Однако и все остальные автомобили могут выехать на автобусную полосу в некоторых случаях. Пункт 18.2 ПДД:

Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.

Какой штраф положен за езду по автобусной полосе

РИА НовостиРИА Новости

За нарушение ПДД российским законодательством предусмотрена административная ответственность для водителей. Штрафы подстерегают отечественных автомобилистов буквально на каждом километре пути. Так, оштрафовать водителя в России могут в том числе за движение по выделенной специально для общественного транспорта полосе.

В соответствии с действующими на территории нашего государства правилами дорожного движения, автомобили и прочие транспортные средства могут выезжать на так называемую автобусную полосу только для перестроения или посадки/высадки пассажиров вдоль тротуара и лишь на тех дорожных участках, которые разделены разметкой в виде прерывистой полосы. Беспрепятственно передвигаться по выделенной для общественного транспорта полосе помимо автобусов, троллейбусов и маршруток также могут лицензированные такси, школьные автобусы, кареты скорой медицинской помощи и велосипедисты.

Выделенные полосы для движения общественного транспорта – частое явление на дорогах в крупных городах. Они создаются специально для того, что автобусы не стояли в многокилометровых пробках и осуществляли движение в соответствии с графиком, не опаздывая.

Однако многие водители на своём личном транспорте выруливают на автобусную полосу, желая объехать пробку и тем самым препятствуют движению общественного транспорта, создавая помехи и даже провоцируя дорожные аварии.

Именно поэтому сотрудники дорожной полиции регулярно останавливают таких нарушителей и наказывают их.

При нарушении владельцами личных ТС правил передвижения по автобусной полосе, им грозит наказание. В соответствии с КоАП, а точнее, главой 12 водители могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.

Его размер в большинстве регионов страны в 2022 году, как и в прошлом, достигает полутора тысяч рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге, которые относятся к городам федерального значения, вдвое больше — три тысячи рублей.

Также за остановку на автобусной полосе предусматривается штраф в размере одной тысячи рублей.

Для сравнения, в соседнем Казахстане за несоблюдение нанесённой на дорогу разметки и движение по автобусной полосе местных водителей штрафуют на 3 месячных расчётных показателя (9200 тенге или около 1600 рублей по курсу), а за повторное нарушение, совершённое в течение года, штраф увеличивается больше чем втрое до 10 МРП.

Читайте также:  Минимальная пенсия в Узбекистане в 2024 году в долларах

Также не лишним будет напомнить в завершении и о том, что существуют такие автобусные полосы, которые действуют только в будни и в определённое время, а в выходные и праздничные дни движение по ним личного транспорта не ограничено. Такие полосы на дорогах отмечены дополнительной табличкой к знаку с указанием времени или изображением двух перекрещенных молотков.

Какие такси могут ездить по выделенной полосе в 2020 году

Понятие «выделенная полоса» появилась в лексиконе жителей и гостей мегаполисов нашей страны относительно недавно. Выделенная полоса первоначально создавалась как специальная часть дороги для движения транспорта с особым приоритетом, в том числе, для маршрутных транспортных средств. Чаще всего выделенка находится справа при правостороннем движении, однако нормативные акты допускают нахождение ее в любом месте проезжей части.

Создание такой особой полосы имеет целью разгрузить дорогу, препятствовать пробкам, заторам, что позволило увеличить скорость движения общественного транспорта на 15-30%. В Москве на начало 2016 года длина выделенных полос составляла более 240 км. Подчитано, что в столице общий пассажиропоток по таким полосам составляет от 1,5 млн. человек в течение суток. Метро перестало быть единственным транспортом, которое предпочитают москвичи и гости столицы, так в 2014 году показатель перевоза пассажиров наземным транспортом стал выше на 30%, чем годом ранее.

Городские власти подсчитали, что на выделенную полосу можно пустить и некоторые компании, предлагающие услуги такси. Именно в этом, 2020 году легальные такси смогли передвигаться по таким полосам, которые ранее были предназначены лишь для общественного транспорта, школьных автобусов.

Кому можно пользоваться выделенной полосой

Теперь нам нужно определить, имеют ли право водители других категорий транспорта пользоваться полосой для автобусов. Его основная предпосылка заключается в том, что электробусы и троллейбусы не так маневренны и поэтому не имеют преимуществ перед быстрыми и динамичными легковыми автомобилями. Основное правило для других транспортных средств заключается в том, что они могут въезжать на автобусную линию для смены полосы движения и только в том случае, если между ними есть пунктирная, а не сплошная линия.

Таким образом, для городского автобуса специальная полоса никак не ограничена. Напротив, полоса предназначена для отделения автобусов от транспорта и предотвращения создания ими помех для других участников движения. Он наиболее полезен на перегруженных улицах многих наших городов. Некоторые водители иногда нарушают правила дорожного движения, переходя на него, например, в выходные дни, когда движение общественного транспорта менее загружено. А это сразу грозит штрафами.

Есть «выделенки», на которые никогда нельзя заезжать

С 2019 года в Москве стало появляться все больше дорог, где движение по выделенкам запрещено в любой день. В их числе — участки от проспекта Мира до Ярославского шоссе, на Можайском шоссе, улице Воздвиженка и Кутузовском проспекте. Также по выходным запретили ездить по выделенкам на Нахимовском и Ломоносовском проспектах, Минской улице, на участке от Нижегородской улицы до Рязанского проспекта.

Также оказалось, что нельзя выезжать на автобусные полосы в районе центральных улиц: Большой Каменный мост, Лубянская площадь, площадь Тверская Застава, Театральный проезд, Охотный Ряд, Моховая улица, улицы Покровка, Маросейка, Варварка, Славянская площадь, улицы Пречистенка, Солянка и Солянский проезд, улицы Сретенка и Большая Лубянка, улица Малая Дмитровка, Долгоруковская улица, Баррикадная улица, Большая Никитская улица и другие.

В Советском Союзе не думали о таком большем количестве автомобилей на улицах наших городов в будущем. Ровно как об этом не думали в любой другой стране середины 20-го века. Улочки строились узкие, пешеходные, а территория вокруг домов не оборудовалась парковками. Поэтому города с историческим центром и застройкой первой половины двадцатого века особенно страдают от увеличенного трафика.

Ситуация осложняется введением автобусных полос. Дороги стали ещё уже. Водители вынуждены часами стоять в пробках. Это порождает нарушение ПДД, приводит к штрафам.

Благо или зло выделенная полоса, но она существует в нашем физическом объективном мире, а значит её нужно принять и понять, каким законным образом выкрутится из сложившейся ситуации.

Общая информация о выделенных полосах

Для общественного транспорта предусмотрены специальные полосы, предназначенные специально для общественного транспорта. Они могут использоваться всеми типами автобусов и микроавтобусов, а также троллейбусами. Водитель в обязательном порядке должен иметь лицензию на перевозку пассажиров. Эти полосы обычно расположены в крайней правой полосе.

Кстати, первые отдельно стоящие полосы для общественного транспорта были открыты в Германии, а широкое распространение в европейских странах они получили в 1970-х годах. Они имеют различную маркировку, но чаще всего это буква «А» или изогнутая зигзагообразная линия. Все они направлены на то, чтобы сделать информацию понятной для всех водителей и снизить количество нарушений правил дорожного движения. Во многих штатах муниципалитеты дополнительно отделяют «полосы движения» от соседних полос с помощью бордюров или других возвышений.

Интересно, что существуют строгие ограничения на проезд для других транспортных средств. Только автобусы имеют право менять полосы движения и двигаться по другим соседним полосам. Это означает, что водители таких автомобилей могут использовать их для изменения маршрута и ехать, а затем разворачиваться в зависимости от и загруженности городских улиц.

Ограничения легкового такси

Если на проезжей части установлен знак 3.1, такси не имеют права двигаться по этой полосе.

3.1 «Нет входа».
Въезд всех транспортных средств в этом направлении запрещен.

Приметы не действуют:
3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 для маршрутных транспортных средств;

Как видно, изменения в правилах дорожного движения не затронули водителей такси в этом отношении, поэтому требование знака 3.1 должно соблюдаться ими.

За данное нарушение предусмотрены следующие наказания::1. несоблюдение требований, установленных дорожными знаками или дорожной разметкой, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере трехсот рублей. С 1 июля 2012 года наказание за это правонарушение изменится.

В остальном, никаких изменений в отношении предписывающих знаков нет:

Знаки 4.1.1-4.1.6 не распространяются на маршрутные транспортные средства.

Поэтому необходимо соблюдать требования знаков 3.1-3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27, 4.1.1-4.1.6.

Читайте также:  Предоставляемые налоговые льготы для военнослужащих в 2024 году

Кроме того, водители такси не имеют приоритета при старте с остановки.

18.3 В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, следующим из обозначенного места. Водители троллейбусов и автобусов не должны начинать движение, пока не убедятся, что им уступают дорогу.

Запрещается обгонять транспортное средство общественного транспорта, если оно движется по полосе МТС. Правонарушитель подлежит уголовной ответственности на основании ::4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречных транспортных средств, либо на трамвайные пути встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, а в случае, если административное правонарушение установлено с помощью специальных технических средств с автоматическим режимом фото- и киносъемки или видеозаписи либо средств фото- и киносъемки, — наложение административного штрафа.

При движении по полосе МТС, отделенной от общего движения сплошной линией с разметкой 1.1 в противоположном направлении, запрещается выезжать за пределы этой полосы. Данное нарушение наказывается по части 1 статьи 12.16 и влечет наложение штрафа в размере 300 рублей.

При движении по общей полосе запрещается выезжать на полосу МТА, если она отделена сплошной линией дорожной разметки 1.1. Данное нарушение наказывается по статье 12.16, пункт 1 и влечет за собой штраф в размере 300 рублей.

Лицензия на объезд пробок: можно ли стать таксистом ради езды по «выделенке»

Жительница Мушина купила лицензию на работу таксистом, чтобы пользоваться выделенной полосой. Она похвасталась, что абсолютно легально купила лицензию, но не собирается зарабатывать деньги в качестве таксиста. Ей нужно разрешение, чтобы не застрять в пробке вместе со всеми. Экономический корреспондент «Вестей ФМ» Павел Анисимов попытался получить лицензию таксиста для личных поездок и выяснил, что этот документ все равно не дает права ездить по полосам. Разрешение таксиста может получить любой человек, но есть несколько условий. В Москве он может быть выдан только на конкретный желтый автомобиль и обязательно с желтыми номерами. Они не выдаются просто так: владелец автомобиля при регистрации в ГИБДД должен написать заявление, подтверждающее, что он планирует в будущем работать таксистом. Затем необходимо предъявить водительское удостоверение, иначе номера будут сняты на первом контрольном пункте. Кроме того, физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или другого юридического лица, объясняет юрист Сергей Радько. Все документы подаются в местный департамент транспорта, где решают, выдавать ли разрешение на работу в такси.

Радько: Лицензию может получить каждый, кто зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, намерен перевозить пассажиров и багаж и имеет автомобиль со специальной окраской. В этом случае он или она сможет получить эту лицензию и заниматься перевозками.

В Московской области правила регистрации менее строгие. Такси могут быть белыми с желтыми или серыми полосами на кузове и с обычными номерами. Многие подмосковные водители бэмби даже не перекрашивают свои машины. Местное законодательство не требует изменения цвета кузова, если лицензия была получена до февраля прошлого года. В то же время Богдан Коношенко, председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию пассажирского транспорта, отмечает, что все легальные таксисты из подмосковных реестров могут без проблем ездить по московской стороне дороги.

КОНОШЕНКО: Сегодня разница между требованиями Москвы и Московской области значительна. Поэтому некоторые наши коллеги, даже те, которые являются легальными перевозчиками, начинают обращаться за разрешениями в Московской области. Поэтому, если какая-нибудь москвичка получала разрешение на работу таксистом, она, скорее всего, делала это в Московской области. Такая проблема действительно существует.

Интернет обещает легальную лицензию на такси без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя — главное, чтобы машина была желтого или белого цвета. Единственными необходимыми документами являются паспорт и свидетельство на транспортное средство. Стоимость лицензии зависит от сроков: самая быстрая — за 1 день — стоит до 10 000 рублей. В среднем оформление документа занимает 10 дней и стоит 4 000. На практике посредники превращают подставного таксиста в наемного сотрудника компании, имеющей лицензию на перевозку пассажиров, комментирует Богдан Коношенко.

КОНОШЕНКО: Они имеют право оформлять документы на свое имя на основании доверенности. Это делается в Московской области, и сейчас с этим борются. Я думаю, что в последнее время они это заметили, потому что понимают, что это не такси и нет юридического лица, которое могло бы получить на него лицензию.

Даже если вы получите лицензию на такси, это не значит, что вы можете ездить по своему усмотрению. Вам также потребуется действующий ордер на такси, медицинский осмотр и техосмотр транспортного средства, которые вы не получите бесплатно. Если их нет, сотрудники ГИБДД оштрафуют водителя на 100 000 рублей и направят машину на специальную стоянку. Повторным нарушителям грозит лишение лицензии на шесть месяцев. В довершение всего, нарушитель будет оштрафован за движение по выделенной полосе.

В Москве часто штрафуют настоящие желтые такси со всеми необходимыми документами, говорит адвокат Сергей Радько.

Радко: В последние годы ситуация такова, что даже совершенно легальные, официальные такси получают штрафы за движение по «выделенной полосе». И дорожная полиция, и суды поддерживают эти штрафы. Они ссылаются на то, что нет никаких доказательств того, что в машине были пассажиры, когда она попала на выделенную полосу. То есть тот факт, что автомобиль официально зарегистрирован как такси, имеет желтые номера, желтый цвет и все остальное, что требуется для такси, часто не убеждает ремонтные системы и суды.

За последний месяц региональное министерство транспорта приостановило действие более 20 000 лицензий такси из-за различных нарушений. Одна из них — эта конкретная москвичка, которая хвасталась своим приобретением. Если выяснится, что права — «липа» и были куплены в Интернете, то желание водить по «лесеру» закончится уголовным делом за сознательную подделку документа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *