Проект НДС для очистных сооружений в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект НДС для очистных сооружений в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предприятия, отнесенные к объектам I категории, обязаны до 01.01.2025 получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Для особенных «загрязнителей» природы, включенных в перечень 300 объектов, срок получения КЭР еще ближе – до 01.01.2023. КЭР заменяет, в том числе, разрешение на сбросы загрязняющих веществ. Пунктом 3 ст. 31.1 ФЗ-7 определено, что НДС, установленные для высокотоксичных веществ I, II класса опасности, вместе с расчетами таких нормативов, входят в состав заявки для получения КЭР – при условии присутствия в сбросах этих веществ.

Основание для разработки

Проект НДС разрабатывается в соответствии со следующими нормативными документами:

  • ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»;
  • Водный кодекса Российской Федерации;
  • Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400 «Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370»;
  • Постановления Правительства РФ от 19 января 2022 г. № 18 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа МПР РФ от 31.01.2022 г. № 51 «Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование»;
  • Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 29.12.2021 г. № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей».

Что в составе проекта НДС

Проект НДС характеризует хозяйствующий субъект как источник загрязнения водного объекта. В проектной документации действующего предприятия-водопользователя содержится:

  • ситуационный план местности с привязкой к территории предприятия, эксплуатирующей водосбросные сооружения, географические координаты выпуска сточных вод;
  • план территории организации, с нанесением инженерных сетей и локальных очистных сооружений (ЛОС);
  • описание технологических процессов;
  • состав и эффективность ЛОС;
  • водохозяйственный баланс;
  • характеристика объекта, его фоновые концентрации;
  • данные о качестве воды на контрольном участке после сброса;
  • расход сточных вод;
  • перечень нормируемых веществ;
  • перечень методик химанализа сточных вод;
  • протоколы исследований;
  • расчет НДС, выполненный по утвержденной методике;
  • данные о фактических объемах сброса, и другие материалы.

Важно! Исследования качества воды водного объекта выполняются только аккредитованными испытательными лабораториями.

Проект НДС, разрабатываемый на период строительных работ или реконструкции объектов капстроительства (при факте сброса сточных вод) содержит несколько иную информацию.

Чтобы провести разработку проекта НДС, нужно обратиться к специальной методике. Недавно вышла новая методика, утвержденная Приказом Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Величины НДС определяются расчетным путем исходя из нормативов качества воды водного объекта, определяемых в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 149.

Новая методика расчета НДС гласит, что при сбросе сточных вод в водные объекты, используемые для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для рекреационных целей, гигиенические нормативы должны соблюдаться в максимально загрязненной струе контрольного пункта (створа) на расстоянии не далее 500 метров от места сброса сточных вод. То же касается сброса в водоемы рыбохозяйственного назначения. При этом формулы для расчета НДС отличаются для отдельных выпусков сточных вод в водотоки, в водоемы, во внутренние морские воды и территориальное море.

Исходная информация для разработки проекта Норматива допустимых сбросов запрашивается водопользователем:

  • В Росгидромете – о фоновых концентрациях в водном объекте;
  • В Росрыболовстве – о рыбохозяйственном значении и категории водного объект;
  • В Минприроды – о нормативах качества, установленных на уровне значений показателей природных фоновых концентраций химических веществ в водном объекте.
Читайте также:  Субсидии инвалидам 1 группы в Дагестане на улучшение жилищных условий

Величины НДС разрабатываются и утверждаются:

  • Для действующих и проектируемых организаций-водопользователей;
  • Для проектируемых – в составе проектной документации.

Стоимость разработки и утверждения проекта НДС

Стоимость от 150 000 руб. (см. Цены)
Срок разработки 4 недели

Что включает в себя НДС

  • карты и планы – с указанием координат территории предприятия и водного объекта, мест спуска промышленных стоков и расположения очистных сооружений, сетей ливневой канализации и водоотведения;
  • производственные данные – о технологических процессах с образованием сточных вод, особенностях очистных сооружений, их соответствии проектным характеристикам;
  • информацию о водопользовании – водохозяйственный баланс, качество воды, уровень фоновых концентраций для расчета нормативов, расход стоков и т. п.;
  • данные о фактических сбросах за предыдущие пять лет (отдельно за каждый год) и т. д.;
  • расчет НДС по методике, утвержденной приказом Минприроды РФ № 333 от 17.12.2007 г.

В каких случаях требуется уточнение НДС?

Величины НДС проектируемых и строящихся (реконструируемых) организаций-водопользователей определяются в составе проектов строительства (реконструкции) этих организаций. Если проектное значение сброса строящейся (реконструируемой) организации-водопользователя меньше расчетного НДС, то в качестве НДС принимается проектное значение сброса.

Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

Если фоновая концентрация загрязняющего вещества в водном объекте превышает ПДК, то Сндс определяется в соответствии с пунктами 1, 9 настоящей Методики. В противном случае для определения Сндс в зависимости от типа водного объекта используются расчетные формулы, приведенные в разд. III.

Вода – один из ценнейших ресурсов на Земле. Многие современные предприятия, задействованные в очень широком спектре деятельности, осуществляют взаимодействие с водными объектами и, как результат, их загрязняют. На государственном уровне были установлены правила и требования для индивидуальных лиц и организаций.

Хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты III категории негативного воздействия на окружающую среду, необходимо осуществить расчет нормативов допустимых сбросов в отношении веществ I, II класса опасности, включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

При наличии действующего Решения и разработанного проекта, предприятие отправляет проект НДС в 5 экз. в Бассейновое Водное Управление (БВУ).

Далее согласовываются цена и сроки, подписывается договор. Наши специалисты проконсультируют Вас по интересующим вопросам и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.

Если при расчете величины НДС отсутствует достоверная информация о качестве воды выше сброса, то проводится расчет фоновых концентраций химических веществ в установленном порядке.

Основной результат — получение разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.

Величины НДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных, в том числе дренажных вод — q’ (м3/ч) на допустимую концентрацию загрязняющего вещества Сндс (г/м3).

Расчет фактического сброса объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов осуществляется по данным инвентаризации сбросов – за 12 месяцев наблюдений.

Нормативы допустимых сбросов не рассчитываются для объектов IV категории НВОС (п.5 ст.22 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

Каким предприятиям необходима разработка проекта НДС в канализацию

Этот документ нужен:

  • Организациям и предприятиям, заключившим с Водоканалом договор на водоотведение или водоснабжение с водоотведением. Хозяйствующие субъекты, имеющие свою канализационную систему, как и прежде, разрабатывают НДС на сбросы.
  • Компаниям, связанным с переработкой или производством и сбрасывающим в одну канализационную сеть более 200 м³/сут. Поэтому, например, организации ЖКХ, занимающиеся отведением сточных вод, под этот закон не попадают.
Читайте также:  Регистрация в ЕГРП на недвижимое имущество в 2024 году

Под требования законодательства не попадают производства, имеющие несколько промплощадок, расположенных на удалении друг от друга и сливающих стоки в разные канализационные сети.

При формировании проекта НДС:

  • проводят инвентаризацию источников (выпусков) загрязнения, определяя способы и пути отведения сточных вод;
  • определяют и уточняют технологические процессы, в результате которых образуются сточные воды;
  • обследуют и определяют состав локальных очистных сооружений;
  • составляют и рассчитывают водохозяйственный баланс;
  • подготавливают характеристику водного объекта и информацию об условных фоновых концентрациях;
  • анализируют и описывают данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта;
  • анализируют и описывают данные о качестве сточных вод, сбрасываемых в водный объект за предыдущие 5 лет;
  • определяют перечень нормируемых веществ допустимых к сбросу в водный объект;
  • выполняют расчет НДС загрязняющих веществ и микроорганизмов, в том числе, расчет кратности разбавления;
  • оформление проекта НДС в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Готовый проект НДС отправляют на рассмотрение и согласование в инстанции:

  • межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия;
  • управление Роспотребнадзора по Ростовской области;
  • департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ЮФО и СКФО;
  • Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;

На основании приказа об утверждении НДС выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, при отсутствии которого хозяйствующий субъект подлежит административному наказанию в виде штрафа.

На основании разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты рассчитывается размер платы за НВОС.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на (ч.4 ст.8.13 КоАП РФ):

  • должностных лиц — от 50 000 до 80 000 руб.;
  • юридических лиц — от 150 000 до 300 000 руб.

Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на (ч.1 ст.8.14 КоАП РФ):

  • должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Кому необходим проект НДС в водоем

Разработать нормативы допустимых сбросов необходимо для организаций-водопользователей, осуществляющих сброс непосредственно в водный объект.

Нормирование воды осуществляется по химическим, физическими и бактериологическим (микробиология и паразитология) показателям стоков, которые определяют пригодность воды для дальнейшего выпуска в окружающую природную среду.

В зависимости от конкретного технологического или вида деятельности предприятия, могут образовываться следующие виды стоков:

  • ливневые;
  • хозяйственно-бытовые;
  • промышленные;
  • смешанные

Где запрещен сброс сточных вод?

ЗАКОН

В соответствии со статьями 44, 60 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 2006, N 23, ст. 2381; N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075).

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты:

  • Содержащие природные лечебные ресурсы;
  • Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

  • Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
  • Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Закупки и тендеры очистные сооружения

Проект НДС необходим тем предприятиям, которые осуществляют отвод ливневых, хозяйственно-бытовых и производственных вод путем сброса их в виде сточных вод в любой водный объект (озеро, реку, ручей, водохранилище, море). И это не только действующие предприятия, но и предприятия, находящиеся на стадии строительства.

А также, проект НДС следует разрабатывать в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.03.2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов» следующим компаниям:

  • Лицам заключившим или обязанным заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
  • Осуществляющим деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения.
  • Имеющим среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
Читайте также:  Когда можно вступить в наследство после смерти отца без завещания

Работаем с 2012 года в топ 10 входят компании которые мы сопровождаем более 15 млн
сэкономили на штрафах Лучшие экологи города

Проект нормативов допустимых сбросов содержит большое количество документов, среди которых есть такие:

  1. План, карта или схема местности. На ней обязательно должен быть указан водоем, куда осуществляется сброс, а также месторасположение предприятия. Кроме того, на карте указываются географические координаты мест слива и расстояние (в километрах) от устья.
  2. Схема территории, принадлежащей предприятию. Этот документ должен содержать информацию о трубопроводах всех канализационных систем (центральной и ливневой), а также систем очистки стоков.
  3. Описание производственных процессов, приводящих к образованию стоков и дренажных вод.
  4. Информация об эффективности очистки стоков на очистных сооружениях, а также соответствие работы этих систем характеристикам, указанным в проектной документации.
  5. Баланс потребления воды организацией.
  6. Особенности участка на водном объекте, где проектируется или функционирует выпуск сточных вод.
  7. Документы, подтверждающие надлежащее качество сточной воды.
  8. Информация о нормированном и фактическом составе стоков.
  9. Расчет НДС.

Приказом МПР РФ от 17.12.2007 г. № 333 утверждены методические рекомендации по разработке проекта НДС. Они содержат всю информацию о том, как подготовить, правильно составить и согласовать проектную документацию, чтобы получить разрешение на сброс стоков.

Проект НДС должен разрабатываться для предприятий разных форм собственности, осуществляющих вывод сточных вод. Стоки могут быть выведены через центральную канализационную систему, ливневую канализацию, канавы, дренажные системы, а также через очистные сооружения непосредственно в водные объекты.

Разрабатывается данный проект на 5 лет. Его могут составить специалисты предприятия, но большинство руководителей предпочитают заказывать разработку этой документации сторонним компаниям, имеющим государственную аккредитацию.

Готовые документы должны соответствовать требованиям методики МПР России о разработке НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом от 17.12.2007 № 333, актуализированная приказом МПРиЭ РФ от 29.07.2014 № 329. Но процесс работы также регламентируется такими документами:

  1. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
  2. Водный кодекс России от 03.06.2006 № 73-ФЗ.
  3. СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
  4. Постановления Пр. РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов…», а также от 10.04.2013 г № 317 «План снижения сбросов…», от 30 декабря 2006г № 844 «О порядке подготовки и принятия решения…» в редакции от Постановлений Правительства РФ от 23.05.2013 г. № 432 и от 15.05.2014 г № 442.
  5. «Админ. регламент ФАВР по представлению гос. услуги по утверждению НДС веществ …» утвержденный приказом Минприроды России от 2.06.2014 г. № 246.
  6. Закон от 21.07.2014 г № 221-ФЗ.
  7. «Админ. регламент ФС по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ…», утвержденный приказом МПРиЭ РФ от 9.01.2013 г. № 2.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001г., N 195-ФЗ.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).

Выше перечисленные нормативные акты не только регламентируют процесс создания природоохранной документации на предприятии, но и предусматривают ответственность за нарушение правил использования природных водоемов для вывода стоков.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *